Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 27 ноября 2012 г.

Семьи великое значенье!


Дьяченко
Элеонора Валерьевна

                      (в крещении Елизавета)





Семьи  великое значенье!
(духовно-психологический аспект)

Главы 3 и 4 (продолжение)





Глава 3.

Человек – Человечество.

Итак, идеология, сопровождающая воспитательный процесс, отражает мировоззренческую базу личности. А, как известно, столкновение людей, это столкновение мировоззрений. Скажете, вполне естественная ситуация развития? Предлагаю остановиться и обсудить.
Люди, взаимодействуя друг с другом, попадают в некое пространство, назовем его духовно-энергетическим пространством. При созвучии взглядов, мыслей, идеологии они ощущают себя едиными друг с другом и не только друг с другом, а также еще с чем-то неизмеримо большим, чем они сами. Проявляется не столько внутренний мир отдельного индивидуума, сколько единение в пространстве духовного бытия. Чувство близости, родства душ, радости прозрения друг во друге единого Образа. Хотя такое созвучие бывает не всегда.
Иногда и в общем оркестре мы остаёмся глухими, не способными дослушать, дослышать, принять чужой звук, мелодию, песню, не готовы к совпадению волн, а ещё больше к их несовпаденью. Именно душа способна отзываться на зов души. Как же получается, что мы перестаём слышать друг друга?


Пульсация звука
Из бездны сердечной,
Мелодия песни,
Растянутой в вечность.
И вслушаться трудно,
Почти невозможно,
В мелодии – судьбы,
Звучащие сложно.
Так песня за песней,
Душа за душою,
Мы в общем оркестре
Глухие порою.
Заблудшие ноты
Без проникновенья,
В незрячем полёте
Всё ждём – совпаденья!
Мы перестаём слышать друг друга тогда, когда готовы слышать только себя, себя - душевно-плотского. Когда, не желая понуждать свою волю к терпению, возмущаемся бунтом несмирения, заглушая голос совести. И перестаём слышать своё «духовное - Я», что ведёт к неуслышанию  «духовного - Я» других людей. С этого момента, начинается пристрастное, плотское общение и восприятие окружающей действительности, приводящее к усугублению искажений адекватного реагирования. Старческая мудрость несёт в себе вместительное психологическое заключение: «остановился - упал». Конечно же, имеется ввиду, то, что произошла остановка в духовно-нравственном развитии, а падения личности происходят не столько от неумения, сколько от нежелания различать и определять причины своего бедственного состояния. Нам трудно признать факт своего охлаждения, невнимания, да и просто нечувствия. Многие учёные говорят об искажении восприятия. Мало того, что воспринимаем всё через призму своего субъективизма, так ещё и реагируем всей силой раненого самолюбия. Как только допускаем эгоизм, начинаем видеть иначе, выстраивая своё «королевство кривых зеркал». Но большинству, так хочется соответствовать, презентовать себя зрелой, духовной личностью, хотя бы для того, чтоб «неординарной» личностью считали. Потому, люди придумывают себе ноу-хау «духовности», не желая трудов «стяжания Духа Святого», стяжают иные духи, не ведая, а иногда и ведая, что творят.  «Рыба гниёт с головы», а трёхсоставная личность, с её - духовной составляющей, когда она в запустении. И начинается одевание личины, маски, посещение тренингов лицемерия и виртуозной фальши, для  получения ожидаемых результатов и «окапывания» в самодостаточности, что не в лучшую сторону влияет на когнитивные (мыслительные) процессы личности. Сама духовность, таким людям, представляется некоей информационностью, начитанностью. Бытует мнение, что, если человек черпает большое количество информации, обладает знаниями, умениями, навыками – то он уже духовен, и не учитывается то искажение, которое с ним на самом деле происходит, так как духовность незыблемо  означает степень преображенности человека Божественной благодатью, которая не измеряется книжной премудростью. Окружающая действительность интерпретируется искаженно, подкрепляя логику рассуждений избранными событиями личного жизненного опыта, учитывая субъективный  уровень восприятия духовного мира. Чувствуя внутреннюю необходимость душевных сил быть оправданным в добре, а, внешне стремясь к  общепринятой социальной полезности и привлекательности, человек, действия которого несут малейшую недобрость, лживость, прикрытую благими намерениями «не выносить сор из избы»,  обманывает себя или окружающих, искренне оправдываясь тем, что «тише едешь, дальше будешь». То есть, мотив поступка не соответствует цели действия. Это может быть в чём-то важное  дело, но делается ради того, чтобы – не заметили недоработок, одобрили не смотря ни на что, оценили личные усилия по «отбеливанию» проблем, как окружающие, либо проверяющие, так и сами «деятели». Сейчас продолжается мода на рапорты, или рекламу своей работы, чтобы не сместили, похвалили, увеличивали горделивую значимость. Продолжается раздувание мыльных пузырей  «гениальности» чиновников, с бюрократическим подтверждением в документах и папках. Только, в жизни оказывается, результат иной, далёкий от красивой отчётности. А, как известно, несовпадение мотивов и целей делает саму цель ложной, особенно, если ищется не истина, а «своя правда». Данные механизмы очень хорошо описаны у А.А.Ухтомского, утверждавшего, что человек формирует доминанту либо на себя, стремясь к несокрушимой самодостаточности и становясь духовно нечутким, либо формирует доминанту на Собеседника, стремясь увидеть в каждом другом, прежде всего, «алтари, а не задворки».
Истинное самосовершенствование личности сопровождается волевой активизацией рефлексивного самоанализа и сознательного фильтра чувств, мыслей и желаний, отсеивая неполезное, развивая «интуицию совести». Такое познание своей личности развивает процесс познания в целом, личностную направленность относительно добра, что в свою очередь гармонизирует психическую жизнь человека. На этом пути, главное – не солгать себе, приукрашивая или упрощая свою выявленную неправоту. То есть, при устойчивой мотивации волевой процесс самоанализа и самоисправления стимулирует личностный рост. А при нестойкой мотивации к волевому самоисправлению, активизируются механизмы психозащит и «эговлечений», уводящие личность от «интуиции совести» в процесс духовных искажений, нередко внешне не замеченных, лишь бы «не трогали, не тыкали пальцем, не критиковали».
…. Любви, а большего - не нужно,
 Чтоб выжить в этом мире фальши.
 В надежде, со звездой  обнявшись,
                                                                                               Сияли мы, в отливах лужи….
Так, вроде бы, от желания избежать больших проблем, рождается маленькая ложь. Маленькая червоточина, разъедающая большое пространство для грядущей гнили, в которой рождается новый мировой кризис. Мы обязаны учитывать, что духовно-нравственные ценности, такие как жертвенная, сопричастная любовь, взаимопомощь, сострадание, сорадование, милосердие, совестливость, не только характеризуют высокую духовно-нравственную личностную зрелость, но  имеют также значимую социальную ценность и прямо пропорционально характеризуют рост любого кризиса – от внутриличностного до государственного. Например, при изучении личности женщин-преступниц, убивающих своих детей, Е.Г.Самовичев с коллегами исследовал жизненную слабость матерей-убийц, как слабость  душевных (духовных) сил вследствие искажения и перевернутости многоуровневой структуры личности, когда биологическое берет верх над духовным, детерминация поведения обуславливается эгоцентрической патологической доминантой. Конфликт усиливается осознанием неспособности удовлетворить собственные ожидания, а значит, возникает необходимость переступить либо через себя и эти самые ожидания, через свою неудачливость, неспособность овладеть ситуацией, либо уменьшить свои потери, переступая через то, что создаёт дополнительные проблемы, то есть, как ни ужасно это звучит, через детей. Дети, воспринимаются матерью, как отягчающая часть её самой в переживаемом кризисе, и если ради плотских потребностей, женщина могла предать всё лучшее, что ещё жило в её душе, то тем более нивелировалась ценность ребёнка, который представлялся ей не самоценной личностью, а лишним потребителем недостающих ей благ. Мы же понимаем, что как бы не усиливалась самоагрессия,  эгоцентрику легче найти жертву вместо себя. Рассуждения очень схожи с доводами современных очередниц на аборт: «Если мне так тяжело жить, зачем продолжаться в детях, утяжеляя груз проблем, это даже милосердно – не дать пострадать ещё одной жертве, да и мне останется надежда  на улыбку судьбы, одной же легче, и дополнительных средств для жизни не надо». Разрушение жизни детской, а значит своей, жизни семьи, рода. В последствии происходит полная остановка родовых процессов, если в данной семейной системе было уничтожение жизни. Эта проблема становится всеобъемлющей и катастрофической, учитывая систематические убийства в материнской утробе (аборты) и становящиеся приемлемыми убийства собственных родителей – эвтаназия. Подкрепляемые модными мерками и средствами информации стереотипы эгоцентрических доминант несут в себе разрушительную агрессию самого общества. И если Е.Г.Самовичев писал об этом, как о бессознательном побуждении к убийству и разрушению, то исходя из учения А.А.Ухтомского о доминанте, мы можем сделать вывод, что осознание гибельности искаженного мировоззрения становится недоступным, непонимаемым и неприемлемым людьми, стремящимися к самодостаточности в доминанте на себя. Люди просто об этом не думают, им же внушается необходимость заботы о сиюминутном комфорте, следовательно, победа над тем, что вредит комфорту – становится оправданной, и вообще необходимой. Такая последовательная манипуляция сознанием приносит плоды экзистенциального кризиса, массового психоза и самоуничтожения. Согласитесь, хорошая экономия на войнах, переместившихся из межгосударственных во внутриличностные. Завуалированное мировое правительство празднует негласную победу над умами и сердцами, оторванными от духовного единения с Богом, от Божественного призвания человека. Результат прогнозируемый, ожидание недолгое, попадание стопроцентное.
….И тулится, и ёжится от холода
Моя не согреваемая боль,
И кажется, что нету меня более,
И крест  на мне поставила юдоль.
И нет мне оправдания в молчании,
Запрятаны в глазах следы беды,
Я задыхаюсь в просьбе подаяния -
Пожертвуйте немножечко Любви.
 Конечно, наиболее частыми нам предстают индивидуальные случаи патологического психозависимого поведения в семье, когда жертва, систематически подвергающаяся психонасилию, сама становится агрессором. Яркие  случаи раздуваются в прессе, их осуждают или объясняют, не желая отмечать катастрофическую массовость подобных жертв. Пример семей, где хотя бы один страдает зависимым поведением, убеждает нас в том, что остальные члены семьи находятся в несвободном состоянии созависимости и также нуждаются в мероприятиях психологической коррекции и возможно реабилитации. Человек перестаёт замечать своё последовательное саморазрушение! Это происходит до тех пор, пока не осознает, не опомнится, пока душевными силами не будет принята иная конструктивная доминанта на Собеседника, на Другого, исходящая из доминанты души, где восстанавливается духовность наряду с реанимацией «интуиции совести». То есть, себе можно помочь только при условии, если человек начинает духовное возрождение, переосмысление страданий и смысло-жизненных ценностей с духовной точки зрения. Иначе, например, оставаясь рассудительным и внешне спокойным, человек может чувствовать внутреннюю агрессию, объясняя её  сущностью своего состояния, говоря себе, что я такой, какой есть. При этом, переживая опустошение, нарастание слабости душевных сил, синдром хронической усталости или астению, словно вся внутренняя работа идет вхолостую. В подобных случаях, автоматически срабатывают механизмы психозащиты, когда человек распределяет на окружающих причины своей агрессии,  и она слабеет на фоне общего личностного опустошения, что создает иллюзию облегчения. Так рождаются авторитарные работники, с проявлениями деспотизма. Для изменения подобного состояния, человеку необходимо, чтобы внимание ума настроилось на осознание истинных мотивов его поведения. Если человек не изъявляет воли к исправлению себя в ходе самоанализа и раскаяния, то возникшие «энергетические дыры» провоцируют пополнение энергии в ситуациях, производящих выработку адреналина: от азартных развлечений, оккультизма, наркотиков, половых извращений вплоть до психонасилия окружающих, что в действительности является саморазрушением. Образуется не только стереотип действий, но и патологическая зависимость от него. Помочь может событие или скорбное страдание, толкающее на  волевой разрыв с эгоцентризмом и воспитание в себе «доминанты на Собеседника», на практике это происходит тогда, когда сам или любимые в опасности для жизни, когда вдруг понимаешь, что ничего не можешь без Божией помощи, сочетая мольбу с покаянием,  деятельным самовоспитанием и доброделанием. Мне лично известны  примеры изменения образа мысли, образа жизни, волевые усилия молодых людей, сумевших не только удержаться от притягательной силы родовых грехов, но и подвижническим образом жизни останавливающих борение страстей, восстанавливая жизненную силу рода и отмаливая согрешивших предков. Потому, не будем отчаиваться, вглядываясь в прошлое, а возьмём на себя ответственность за будущее. Иногда решимость равна действию, ведь Бог не в силе, а в правде! Насущность, острая нужда в волевых, конструктивных действиях, обусловлена возрастающей в обществе неадекватностью массового реагирования в условиях различных стрессовых факторов, о чём мы уже говорили. В затяжных стрессах, у пострадавших отмечается снижение критичности, невротическое чувство вины или неудачливости без конструктивного самоанализа и исправления, депрессивные состояния вплоть до возникновения суицидальных мыслей, у виновников стрессовых ситуаций также  широкий спектр недовольств, включающих самоистязания и презрения тех, кто не соответствует меркам агрессора. А тут, на чью-то беду, всерьёз заговорили о том, что энергетика наших поступков влияет не только на нас, но и на общее энергоинформационное поле государства, человечества. В этом смысле, все мы - одна семья. Разрушая себя, мы вносим свою лепту в общую деструкцию. Это можно проследить на примере семьи, коллектива, общества. Выходит, не такая уж безобидная эта война, для тех, кто думал остаться в стороне. И наверняка её зачинщики знают о наших выводах, включая то, что остаётся между строк. Вопрос – кому и зачем служат, какой дух «стяжают», вопреки «стяжанию Духа Святого», - излишен и понятен, как и то, на какой уровень выводят борьбу добра и зла, начиная её  завуалированными рассуждениями об относительности данных понятий, осмеиванием альтруизма и насаждением гедонизма....
Софроний Сахаров: «…Даётся нам увидеть, что бытие всего человечества в истоках своих и по природе своей – есть единое бытие, единый человек».  
 Этот человек – творение Божие, содержащее Его Образ и ищущее свой путь к Подобию. Не все понимают и принимают такую цель жизни, но, по крайней мере, достаточное количество людей уже осознаёт своё влияние друг на друга. Своё родство друг с другом. Как бы ни казалось нам, что посторонний человек – может быть просто посторонним, это всего лишь наше восприятие «здесь и сейчас», не отражающее многих объективных вещей. Вспоминая слова замечательного психолога, В.А.Петровского: «Личность – это индивид, присутствие которого преобразует поведение других людей, обогащает или обездоливает их», будем помнить, что, если мы хотя бы раз подумали о ком-либо,  этот кто-то уже появился в нашей жизни, в нашей общей связке. Энергия наших взаимодействий пронизывает всех, бывших во взаимодействии, независимо от времени и пространства, объединяя нас силой этой энергии и наших личных энергоинформационных полей. Если мы каким-то образом взаимодействуем с кем-то, осуществляется наш взаимообмен, в какой то степени объединяющий наши существования. Даже, если мы уходим из чьей то сознательной жизни, запрещая себе мыслить о конкретных людях, либо выражаем негативные чувства, либо полное равнодушие – мы едины, мы одно не совсем гармоничное целое. Все мы взаимосвязаны, и вполне нормально, когда нам хорошо вместе и по отдельности, и, выполняя миссию любви,  по отношению ко всему человеческому организму, мы помним друг о друге, о пожелании друг для друга спасения в вечности, подавая руку помощи друг другу, составляя одно целое, умножая жизнь в её  осмысленной реальности.
Дай Боже Вам сейчас
Покой души.
Я в спину Вам тихонечко
Молюсь.
Чтоб сердце духу не было
Чужим.
Чтобы по силам был несомый
Груз.
Дай Боже Вам сейчас
Слезу Любви.
Высокой чистоты, что есть
Любовь.
Дай Боже Вам её саму
Найти,
И отстоять, и сохранить
Святой.
Дай Боже Вам достойно
Претерпеть
Времён последних тягостную
Боль.
Дай Боже Вас молитвою
Согреть,
И послужить плечом или
Душой.
Вместе или порознь, главное человеком оставаться, помнящим о том, что и он причастен к соборности человечества, и от него зависит судьба всех, начиная со своей семьи, что и он не одинок. Одиночество – слово, знакомое нам, зачастую не по звучанию, а по сути. Сам царь и пророк Давид восклицал: «Призри на мя и помилуй мя, ибо я одинок!». Исторический опыт свидетельствует о том, что одиночество – чувство удалённости от первоисточника жизни, от Бога! И в нашей воле – приблизиться из своего «далёко», вернуться из заблуждения, восстать от падения, а если решимость наша действительно сильна, путь обязательно найдётся. Так один спасающийся, выведет тысячи к свету, силой восстановленной энергии жизни, восстановленного Образа Жизни, Образа Божия. Один верующий без нотаций, силой веры и молитвы выведет всю семью к свету Божьему. Одно человеческое сердце, воздохнувшее о человечестве, дарует всем глоток живительного воздуха. Потому и ищем молитву праведника, чтобы самим найтись  и почувствовать себя живыми не только внешне…. По этому поводу, у многих возникает соблазн остаться в стороне, мол, я не святой, а потому, с меня взятки гладки. Виртуозное самооправдание или безответственный самоотвод? Закон сработает по всем правилам – если тебе нет дела до близких, родных, а то и до  человечества, то вскоре ощутишь, что остался на обочине, где почти никому нет дела до тебя. А может повернуться к людям, к их страданиям, горестям и радостям? Принять их право на самобытность и непохожесть, помочь, не требуя награды за своё внимание, показать путь к очищению, не наводя свои собственные порядки в чужом белье. Как говориться, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, но всё покрывают трезвенной, милующей любовью, чуждой равнодушия. 
Эрих Фромм: «Любовь – единственный, удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» и «… Преданность цели, идее или силе, превосходящей человека, - такой, как Бог, - выражает эту потребность в полноте жизни». Сколько раз, дорогие мои, случается нам отворачиваться от других или отчаиваться самим, закрываться, прятаться, или более того, саморазрушаться. Как это нелепо! Живя, бежать из жизни, боясь остаться с ней наедине, и не чувствуя себя в ней, чувствовать удушье собственного непонимания, одиночества. Подобное преступление против себя основано на невротическом сужении сознания, не видении альтернативы, можно даже сказать, не понуждении себя к поиску выхода. Ослабевает воля, замыкается в себе человек, обрывает без того тонкие связи с другими, рискуя приобрести аутичность или шизоидность, расщепляя целостность своего сознания. Так добавляется капля за каплей в чашу людского страдания. И  больно бывает, когда узнаёшь об очередной трагедии несостоявшегося смысла.   Даруй нам Господи, время на покаяние, на исправление путей своих, на помощь друг другу, на доверие!
….О сколько слёз под тяжестью судьбы,
Уже не в силах подыматься к векам.
И давит ноша горькая в груди
От злых деяний братьев - человеков.
И как смиряться завтра предстоит
Не знаем, чрез своих или чужих,
Душа об этом с кротостью молчит,
Ведь облака всё также хороши!


Глава 4.
Свобода от зависимости.


В сочинении выдающегося отечественного психолога, Л.С.Выготского о Гамлете, есть такие строки: “Трагическое как таковое вытекает из самих основ человеческого бытия. Его рождение, данная ему жизнь, его отдельное существование, оторванность от всего, отъединенность и одиночество во вселенной, заброшенность из мира неведомого в мир ведомый, постоянно отсюда вытекающая его отданность двум мирам трагична”. Мера нашего восприятия действительно непредсказуема. Перед нами всегда предстают примеры тех, кто в мире этом чувствовал себя счастливым, достойно готовясь к миру иному, будучи оторванным, от вечности, растил её в себе, помня: «ад и рай начинаются в нашей душе». И всё же, выбирает сам человек, имея свободу выбора, свободу волеизъявления, без него самого никто не в силах спасти его. Без нашего деятельного согласия любые усилия тщетны, доминанта делает своё дело, притягивая к себе только созвучное, тьму ко тьме, боль к боли, умирание к умиранию. Чтобы оказаться в жизни, доминанта нужна иная, оживлённая любовью, причём, в личной свободной к тому решимости. Итак, любовь – сладкая сила воскрешения, способная объединить два мира, увековечивая жизнь, созидая, восстанавливая целостность личности. Любовь – причина целомудрия, украшающего неповторимость индивидуальности, ставшей над страстностью, причина радостной жертвы ради любимого. Если есть любовь, не нужно заставлять делать добро, любящий всегда готов к нему. Любящий не воспринимает свой труд на благо любимых, как эксплуатацию или принуждение, он с радостью поступает по любви, ощущая себя самым свободным и счастливым. И так же, как мало истинно любящих друг друга людей, так же мало покоривших плотскую страстность, зависимость от неё, осаждая её на уровень первозданной естественности.  Стало обычным  считать борьбу со страстями – бесплодной битвой с ветряными мельницами, бессмысленной тяжбой с непосильным грузом животных инстинктов. Откуда и куда следует этот путь ядовитого приговора понятно, и уж совершенно прозрачен результат его поглощения. Так что задумаемся, далеко ли всеобщее отравление? У  Л.фон Витгенштейна есть цитата, подходящая для прояснения поднятого вопроса: «Если наши цели являются не возвышенными, а всего лишь иллюзорными, то и наши проблемы не сложны, а просто бессмысленны». То есть, нет у нас жизненной потребности преображения души, иначе утеснение плоти стало бы сладким праздником освобождения. И именно, отсутствие настоящей, возвышенной цели ведёт к потере итак не приобретённого смысла жизни с позиции вечности, смысла духовной любви….  Но, всё-таки, каждый здравомыслящий человек ищет себя в жизни и жизнь в себе, надеется на чудо, на незабываемую встречу с тем, кому мы дороги и любимы. Потому, не стоит бояться импульсивной возвышенности и творческой спонтанности, нежных чувств и красивых эмоций, если они целомудренны. Принятие, это тоже творческий труд, благодаря которому приобретается смысл и цель, - принять себя, образ Божий в себе и в каждом другом, принять и полюбить. Любите, это прекрасно! Радуйтесь о счастье любимого с другими, на расстоянии, без условий и притязаний, просто потому что он есть, он живёт, и на эту уникальную жизнь отозвалось ваше сердце.… 
Свежесть воздушная, зыбкость ветров,
Дышится всё славословием Богу,
Господи! Даруй святую любовь,
Чтобы греховною страстью не дрогнуть.
….Тёплый, вечерний ласкается ветер,
Каждый бы день провожать как последний.
Мысли о вечном, мысли о смерти…
Стань моим другом в это мгновенье.

Не бойтесь признаваться себе в том, что вполне естественно. Например, в своей повседневной жизни, мы не редко становимся свидетелями бравады наносного бесстрашия, касающегося размышлений о смерти. Страх смерти в норме наблюдается у каждого человека, в разной степени. Жизнь вечная зависит от результатов нашей земной, часто не святой, жизни. И, если человек живёт праздно, ограничиваясь временными удовольствиями, то последующие страдания и проблемы как бы суживают его восприятие существования, и он перестаёт понимать глубину своей личности, а тем более не понимает смысла возникающих страданий, и в паническом желании их избежать, готов убегать из самой жизни, обвиняя всех и вся. Так можно дойти даже до мысли о суициде,  до состояния невроза или психоза. Человек по своему естеству склонен скрывать личные недостатки, ведь именно степень чувства не соответствия идеалу, норме дает ему понять, что он слаб. Обнаружить слабости оказывается подобным признанию своего бессилия, несовершенства. Зачастую, слабости и страхи скрывают под демонстративным  не согласием с возникшим обстоятельством, доходя до показного не желания жить. Находясь в зависимости от успешности в самореализации, зависимые люди способны истерить, кидаться в крайности, не желая жить вообще, чем жить так, как им не хочется.  Не принимают переживания скорби потерь и страданий в повседневном быту, потому что не видят смысла этих страданий для жизни. Но что последует за тем? В православном молитвослове есть молитва о душевном покое, если бы мы научились жить в соответствии, со словами сей молитвы, то наверняка преобразилась бы и наша жизнь: «Господи, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого».
 Ежедневно, человек  пытается преодолевать свои немощи в поиске истины, или самоутверждаться, или бросать вызов смерти, или как-то ещё, по-своему принять и приспособиться к неожиданным сюрпризам судьбы. У каждого, своя работа над собой –  свой самостоятельный выбор, длиною в жизнь. Значительно проще философствовать об отсутствии страха смерти, о том, что лучше добровольно уйти из жизни, переполненной скорбями, что может указывать на завуалированный невротический страх. Невротически тревожная личность испытывает не только осознанные, но и неосознанные страхи, касающиеся условий бытия, здоровья, неудач в достижении цели, общении и взаимоотношении с людьми, одиночества. Страх начинает занимать главное место, оттесняя неукоренившиеся  цели и смыслы. Когда цель жизни земной не согласуется с её предназначением в вечности, наполняясь экзистенциальным вакуумом, постепенно обесцениваются и  ожидаемые результаты жизнедеятельности,  они перестают удовлетворять и оказываются во власти страха. 
Слабые, и уязвимые  страхом, мы защищаемся  унынием, протестом, или ответной агрессией, опять-таки, от страха быть сломанными и поверженными, непризнанными и одинокими. Мы пытаемся обмануть себя тем, что не замечаем в себе «зависимую жертву», но убеждаем себя в том, что герой тот, кто умеет не дать сам себя в обиду ни при каких обстоятельствах. Быть обиженным, оскорбленным, непринятым и непонятым становится настолько страшно, больно, что  решаемся, как бы заранее, не допускать этого в своей жизни путем воспитания в себе постоянной готовности к ответному удару, как будто именно эта готовность создает нашу защищенность. На деле же мы имеем лишь ложное ощущение того, что мы – неуязвимы. Важно понимать, что оттачивать готовность к ответному удару оказывается возможным годами, это зачастую неосознаваемый процесс, имеющий разнообразие проявлений.  Мы «готовимся парировать внезапный удар» и таким образом, «тренировочные удары» становятся преждевременными «ударами судьбы» в реальной жизни многих из нас. Постоянная готовность защищаться создает почву для выводов о том, что вокруг - те, кто не упустит случая использовать тебя в своих интересах, то есть усиливается напряжённость во взаимоотношениях, недоброжелательство, подозрительность, рассыпается видимость общечеловеческой соборности, разрушается прочность единения общества, коллектива, семьи.
Нагнетание и эмоциональное накручивание любой тревоги способно настолько обессилить человека, что он попадает в состояние жертвы психологического насилия, начинает действовать не адекватно. Это связано с тем, что зависимый человек переживает в самом себе, поочерёдно, все три состояния зависимого поведения: «жертва», «насильник», «спасатель». Чувствуя себя «жертвой» того, кого недавно «спасал», «спасатель – жертва», не получая желаемого результата от своего «спасательства», начинает  подогревать внутреннюю агрессию. Недавняя «жертва», пережив своё бессилие и отчаяние, начинает проявлять эмоциональные срывы, как минимум словесное «преследование обидчика». Происходит переход из «жертвы» в состояние «психонасильника», после чего, успокоившись, «насильник» вновь погружается в чувство вины или желание «спасать».  Роль «спасателя» продолжается до тех пор, пока «спасатель» не разозлится на то, что очередная «жертва» ни как не «спасается». В результате, «спасатель», переживая безрезультатность своих действий, безысходность и самообман, вновь сам становится «жертвой» обстоятельств. И так круг за кругом, в себе самом (переживая все три роли по отношению к самому себе), в своей семье, в обществе.… Корректируется сия проблема привитием навыка взрослого ответственного поведения,   духовно-нравственного переосмысления событий, рассуждения по поводу повторяющихся ситуаций, осознанной работой с эмоционально-волевыми проявлениями. Очень важно принять решение о праве каждого человека быть хозяином своей судьбы, ошибаться и исправлять свои ошибки, быть ответственным и позволять другим самостоятельно отвечать за последствия принимаемых решений. И тогда ничего не надо делать за кого то, превращая его в «жертву», человек сам способен обратится за помощью в той мере, в какой эта помощь будет адекватна, не навредит. Важно, помогать и заботиться о другом, не  занимаясь спасательством «жертвы», а в меру своих сил, не делая за другого того, что он может сделать сам.
Воображение мрачных перспектив и мысленное застревание в них, может привести к решению, что менять действительность, нет сил (состояние «жертвы»). Поэтому, человек  «жертва», не видящий выхода, нередко погружается в состояние «насильника», и может даже желать смерти своей «страждущей жертве», на которую не хватает сил и одна мысль о которой вызывает чувство ненависти, как перенос своей беспомощности.  Особенно четко такой стереотип срабатывает в отношении других  - стариков, инвалидов, нерожденных детей, то есть тех, ради кого нужно пожертвовать своим достатком, желаниями, свободой передвижения, а иногда и самим собой. Но настоящая жертвенность, это понятие духовное, реализуемое при помощи Божией, потому, помочь таким страдальцам можно лишь в Боге, веруя в то, что и промыслительные скорби и помощь свою, Господь дарует через людей.  По вере нашей да будет нам! Всё невозможное человеку, возможно Богу. И тогда это не превратится в очередной круговорот игры  «спасатель-насильник-жертва».
Зачастую, человек, откровенно желающий смерти себе или другому, на самом деле, испытывает психологические и клинические проблемные переживания: навязчивые страхи, невротическую тревогу, депрессии и т.д. Кажется, что лучше свести счеты с жизнью, нежели терпеть бесконечные страдания, не находя возможности от них освободиться. Даже когда проблемы действительно непосильны, а неудовлетворённость жизнью неоспорима, небытие не принесёт облегчения, ужас тьмы в том, что во тьме нет источника умиротворения, источника жизни, во тьме нет Бога. Человек, теряющий Бога в своей жизни, теряет и своё духовное «Я», замирает молитва, нет Богообщения, нет духовной жизни. Перестаёт откликаться совесть, не видна искра Божья в каждом человеке, отчего обедняется межличностное взаимодействие, такой человек замыкается на себе, саморазрушаясь в дальнейшем. Кроме повреждения духовного, возникают осложнения психосоматические. Одним из примеров может послужить, такое заболевание, как аутичность, сопутствующая шизофреническому отклонению во взрослом возрасте, при котором нарушена взаимосвязь с людьми, отсутствует диалог внешний, и что ещё страшнее, диалог внутренний. Нет понимания, нет принятия, в зависимости от тяжести заболевания, молчит внутренний голос, а люди, беспомощно разводят руками, потому что перестали слышать чужую боль, привычно не понимая боль своей души. Вот так, отчаявшиеся страдальцы попадают в самообман умноженного ужаса отзеркаливания. Тот же, кто смеётся над этой бедой, ещё более безумен того, кто имеет диагноз безумца. Вообще, философия чёрного юмора и приукрашенного суицида приживается там, где в сердце мало любви, либо ее присутствие и значение не принимается во внимание.
Действительно, очень трудно в страдании перестать жалеть себя, и попытаться найти как смысл самого страдания, тем самым, становясь независимым от него, так и смысл жизни после перенесения такого страдания, возвращая себе радость свободы. Но, понимая необходимость  первого шага, следует сделать второй – выбрать для себя свой путь переживания страдания. Это, может быть, помощь другим в подобной ситуации, а может и помощь себе в переоценке ценностей, в любом случае мир в страждущей душе – великое приобретение. Говоря словами Виктора Франкла: «жизнь либо имеет смысл и в таком случае этот смысл не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла, и в таком случае, было бы бесцельным продолжать ее». Уместно добавить к нашей теме, воспоминания Иегуды Бэкона, о его проблемах, возникших после освобождения из концлагеря: «Я помню одно из моих первых впечатлений после войны; я увидел похоронную процессию с огромным гробом и с музыкой, и я начал смеяться: "Что они, с ума сошли, что поднимают такой шум по поводу одного трупа?" Когда я оказывался на концерте или в театре, я подсчитывал в уме, сколько потребовалось бы времени, чтобы умертвить газом данное количество людей, сколько одежды, золотых зубов осталось бы, сколько мешков волос получилось бы. Я думал в отношении людей: «Я расскажу им, что я видел, в надежде, что люди изменятся к лучшему». Но люди не менялись и даже не хотели знать. Гораздо позже я понял смысл страдания. Оно может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого»…
Приведу ещё один опыт, личный,  который назову:   «Дыхание жизни».
«По милости Божией дышим, движемся и живём», - эти слова Апостола ранее воспринимались мной обобщённо,  для большего смирения себя в жизненных трудностях. Постепенно, при усилении заболевания, разрушающего позвоночник, стало близким и насущным то, какая это действительно Божья милость – движение! И, Слава Богу, что мы имеем такой бесценный дар, хотя забываем, не умеем чувствовать себя благодарными пользователями такого значимого наследства. И вот, совсем недавно, крупицы Премудрости открыли мне недостойной, сокровище  ещё одного Дара Божьего – дыхания жизни. Радость, самая настоящая радость была познана плотским сердцем – радость возможности дышать….  Врачи утешают – вовремя снять приступ бронхиальной астмы, и ты вновь здоров, до следующего приступа. Всё просто – пока дышишь, живёшь. А в сознании возникает бунт. Как же так? Вокруг столько воздуха – дыши, на здоровье. И останавливаешься вдруг на понимании того богатства, той щедрости и милости Божией, мимо которой проходим ежемгновенно, не ценя. Плачем об очередной похоти и стяжании комфорта, хоть материального, хоть душевного, а забываем возрадоваться тому Великому Дару, благодаря которому – дышим, движемся и живём!
…Очередной приступ уже не создаёт паники, просто наблюдаешь, как где-то внутри тебя лёгкие не реагируют на усилия вдоха, на ингаляторы и гормоны. Слабеет тело, наливаясь непонятной тяжестью, обрываются мысли вместе с недавними желаниями, становясь  ненужными, всё прекращается на ощущении некоей внутренней невесомости.… И в это самое время наступает возможность чуда. Чуда Божьей веры, которое погружает тебя в Таинство всеприсутствия Божия, в котором сладость неземная делает тебя самым счастливым, богатым, восполненным. Потому что, ты не просто услышал или поверил, а потому что ты истинно ощутил каждой своей клеточкой присутствие Божие. И та отдалённость, о которой всю жизнь тоскует душа – лопнула, исчезла. Ты чувствуешь себя в Боге и Бога в себе. В любом месте, где бы ты не находился, ты  явно чувствуешь, что всё пронизано Богом, что Он во всём! И даже там, куда уже не поступает кислород, там присутствует Бог.
Какое блаженство ощущать себя в руках Божиих, доверится Ему, смириться и отдать себя в Его святую волю, в Его Великий Промысел о тебе. И только тогда понимаешь наполненность настоящестью дыхания – это наполненность дыханием Божиим.  Не ограничивая тебя кислородом этого мира, оно помогает тебе научиться вдыхать Вечность, оно ведёт тебя к воссоединению с Жизнью, с Любовью, с Богом!   И понимаешь, сколько ответственности несёшь своим дыханием, своим движением, своей жизнью. Но, главное, становится таким простым и понятным – соприкосновение жизни земной и жизни вечной. Дыхание Бога во всём Божьем мире наполняет сокровищем небесным, и готовая душа рождает непрестанную молитву, пронзающуюся во всё бытие Творца, превышающее, покрывающее, поглощающее данность смерти, необходимость воздуха и влаги, отрезвляющее наше осознание и осмысление. Потому что настоящая истина и знание – Бог, и только, восходя к Нему, видишь, что вся земная жизнь – путь к небу, в своё вечное предназначение. Что может быть желаннее Вечной жизни, и для чего всё бытие, как не для того, чтобы воссоединиться с Богом, в Его великом Даре - Жизни. Так, грешная и кающаяся, доверившаяся Богу душа, живя надеждой на нескончаемую милость Творца, глаголет главное достояние всей своей жизни:  «Слава Тебе Боже!   Слава Тебе Боже!  Слава Тебе Боже!»
Благодарю Бога за этот богатейший опыт, за то, что по Его всеблагой милости, продолжающаяся жизнь становится глубже, насыщенней. И, хотя опасения врачей исчерпываются до следующего возможного приступа, ты знаешь наверняка – истинное дыхание Жизни в тебе, вокруг тебя, с тобой – Дар Бога НАВЕЧНО, а потому,
 -  Слава Богу, за всё!    Слава Богу, за то, что дышим, движемся и живём!»….    
 
 Нужно учиться  радоваться, несмотря на печаль, находить ценное приобретение в своей боли, целительную силу Любви. Есть замечательная книга Эленор Портер: «Полианна», про девочку и её игру «в радость», это очень коррекционная находка, когда мы в любой ситуации способны увидеть то, чему всё таки можно порадоваться.
 «Ибо что любим, о том и радуемся» (свт. Тихон Задонский). Любовь  окрыляет, любовь умиротворяет.  Любящий человек способен не только дарить, но и принимать, не только жертвовать собой, но и принимать дары, внимать тому, что жизнь объединяет, что есть  другой, живущий, ждущий твоего диалога, и это не только другой человек, это и другой ты, Образ Божий в тебе! Дети, питающиеся от одной пуповины, чувствуют жизнь и друг друга через мать, дающую им жизнь, чувствуя близость её сердца, находясь ещё под сердцем. Так же и все люди, -  способны понять родство друг с другом, почувствовать себя в жизни, только через источник жизни, источник любви, словно человеческой пуповины, исходящей от Творца всего. Приближаясь, к Богу, как, к пуповине, несущей жизнь, мы делаемся ближе к самому Богу, к жизни, к друг другу, к любви, к полноте искомого счастья.
Плачет душенька моя, плачет.
Боль твою берёт себе, значит.
Как за сына, за отца и за мужа,
И за всех, кто был обижен, не нужен.
О тебе, душа в мольбе, непрестанно.
О былом, и о том, что не стало.
И о том, чтоб, не смотря на страданья,
И твоя душа нашла покаянье!

      Соответственно развивается и обратный процесс с обратными последствиями. И вот только тогда, когда мы в жизни, мы можем испытывать дары подателя жизни, дары Любви.  Даром получил, даром отдай, не требуя взаимности, дари чудо воскрешающей любви без условий и банальных ожиданий благодарности. Как бы ни выражал себя любимый, пусть он будет  принят целиком, со всеми своими недостатками и недовольствами, с пониманием, что дурное поведение человека нужно отделить от него самого, не смешивать с его личностью, что ему нужно помочь измениться, возрасти. Любовь происходит в духовном диалоге принятия и доверия, умения ждать, надеяться, верить. В святом писании, мы черпаем глубоко психологические откровения, например, нам поведана мудрость о том, что зло побеждается добром, а совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4,18). Любовь преображает страх из эгоистического (за себя) в альтруистический (за других, другого). И тогда не возникает пожелания  смерти очередной «жертве», но развивается способность сострадания и сорадования: «мы в ответе за тех, кого приручили». Настоящая ответственность набирает силу не в страхе за себя, а в любви к другим. Если же мы сталкиваемся с безответственным отношением кого-либо к своей жизни или к жизни людей, в чем-то зависящих от этого человека, то являемся свидетелями состояния нелюбви, духовно – нравственного опустошения, отдаления от источника, отделения себя от человечества.
Эгоист часто стремится к самодостаточности, пытаясь самоутвердиться на ком-то, избавиться от чувства неполноты, дефицит любви восполняет внутренним страхом жизненных неудач,  внешне выраженной тиранией, убегая от ощущения пустоты и бессмысленности, наполняя себя показной многозаботливостью. Поэтому необходимо предельно осторожно относиться к мыслям о развитии  самости,  совершенствования своего «эго», помня, что «душа по природе христианка», и совершенствуется только во Христе, от  заданного Образа к развитию Подобия.
Принимая решения, необходимо  учитывать соотношение цели и мотивов, а так же их первооснову, что именно даёт толчок этому развитию, зачем и ради чего, какие вторичные выгоды возможны при любом результате. Человек, замкнутый только на себе, не имеет выхода, а, не видя выхода, теряет адекватность и критичность восприятия, что опять-таки приводит к логически обоснованному невротическому «бесстрашию» смерти наряду с высокой податливостью к внушению и проявлением психонасилия. То есть, развивается психозависимое поведение. Учитывая, с какой легкостью люди массово попадают под влияние гипноза, зомбирования сект, можно сделать вывод о крайне истощенном состоянии любви в сердце, критичности ума и несогласованности эмоционально-волевой сферы. Душа наша, словно ребёнок, нуждается в заботе и доброделании по отношении к ней самой, умении выбирать благо, дарить и прощать. Навык к такому труду взращивания любви  и добра желательно прививать в семье, укрепляя саму семью, а, следовательно, и все общество. Иван Сергеевич Тургенев, так писал о значении семьи: «Нет счастья вне семьи – и вне родины: каждый сиди на своём гнезде и пускай корни в родную землю».
Правильное познание себя, неповторимости каждой отдельной жизни, ее главного предназначения  в вечности, формируют беспритязательное отношение к другим в рамках диалогичного принятия всякого человека, встреченного на жизненном пути. Каждый проходящий и последующий миг нашей жизни имеют свое место в научно доказанной непознанной бесконечности. Одно мгновение, бывает, переворачивает жизнь, каждый наш вздох ложится на весы вечности, каждый наш поступок составляет наше земное бытие.
                                                                                         
….Так вышел шаг, за ним - другие,
Дорога стала тяжела.
И мысли путались босые,
И ошибалась, как могла.
Но вот, вздохнувши, на привале,
Откинув всё, пришла домой.
И сжалась вдруг, как свет в тумане,
Заткнув рыдания рукой.
Всё выстрадано, всё спокойно,
В морщинок пряталось круги,
Но кроме… шторки у балкона,
И кроме… маминой руки.

 Готовы ли мы отвечать за всё случающееся по нашей воле? Кто может быть готов? Только тот, кто  живёт в свободе по закону любви.
И только на этом, земном, несовершенном пути, мы можем понять, что суд начинается внутри себя.  Потому, так важно, чтобы страх смерти не осмеивался, а преображался в беспокойство не успеть сделать добро, не успеть изменить себя. Только тогда, когда человек способен к трезвому рассуждению,  пониманию духовных основ бытия, когда он исцеляет себя смиренным покаянием, он учится с благоговением относиться к земной жизни, ее высокому смыслу. И опять-таки, не забывать, что мы вместе, все люди, в лице одного человека, как и один из нас  – носитель человеческой жизни, мы – один организм, мы же и единичные клетки этого организма. Когда помним, друг о друге – растём и плодоносим, когда видим только себя – превращаемся в раковую опухоль, нанося вред другим.
Свт. Николай Сербский: «Все мы составляем единый  огромный организм – человечество, - который образовался на земле, развивался на протяжении всей истории, и будет жить, пока с лица земли не исчезнет последний человек…». Человек – чело века, вечная личность, мудрость времён, призванная туда, где время не властно. Для тех же, кто привык питаться суррогатами, актуальна не вечность, не Божий суд, а сама власть. Когда не получается владеть собой, хочется владеть миром. Когда не замечаешь «бревна в своём глазу», а оно всё-таки давит, то объясняешь возникающий дискомфорт тем, что давит человечество своим мусором, и каждый несоответствующий твоим притязаниям, наносит вред своей «соринкой». Данная избирательность осуждения связана не только с учением о доминанте, но и с научным обоснованием Т.А.Флоренской: «Совершая нравственное преступление против себя, человек внутренне разрушается как личность». Так начинается неадекватное желание возместить свою неполноту полнотою власти, свою духовную несвободу притеснением других. Кто-то пытается преследовать семью, вбивая в неё аксиому того, «кто в доме хозяин», другие выстраивают манипулятивные пирамиды и корпорации, хозяйничая  по крупному, более ненасытные дирижируют пешками мирового правительства и играются выведением послушных рабов. Но, «чем бы дитя ни тешилось», а прав уважаемый К.С.Льюис: «Если какое-нибудь поколение благодаря евгенике и научному образованию и вправду получит власть, делать своих потомков кем пожелает, все последующие люди будут жертвами этой власти. Они окажутся слабее, а не сильнее». Итак, «повторение, мать учения», вырождение народа начинается с вырождения его нравов. Законы духовные срабатывают в отличие от физических, с умноженной силой в перспективе времени -  «действие равно противодействию», только последствия духовные ощутимей, больней, продолжительней. При желании выкарабкаться из «грязи», нужно суметь увидеть её в себе, чтобы отделить от себя, иначе в самом чистом месте тебе всегда будет «не так». Увидеть – отделить от себя – очиститься покаянием – изменить образ мыслей – образ жизни. О чём последовательно изложил известный физик современности, игумен Свято–Данилова монастыря, Ф.Крюков: «Сердце без глубокого покаяния остается нечистым, как непереплавленная руда». А как хорошо, когда не молчит сердце, когда в нём звучит голос совести, когда ты действительно слышишь себя, настоящего. «Твоя совесть есть мера искренности твоего желания быть самим собой. Прислушайся к ней», - Ричард Бах.   Прислушаться к себе и услышать, что наполняет тебя, чтобы почувствовать своё отличие. Если сумел увидеть – сумей ужаснуться, не отчаиваясь. Как писал Толстой: «Мелкие несчастия выводят нас из себя, большие возвращают нас к себе». Вернувшись, займись собой, пока живёшь, тебе отпущено на это время. Время – «собирать камни», собирать себя, истинного! Не того, который обижен на весь мир, не того, который пытается кому-то, что-то доказать, идя на рожон, о чём красиво сказал Станислав Ежи Лец: "Предположим,  тебе  удалось пробить головой  стену.  Что  ты  будешь делать в соседней камере?". Нет, поступить мудро возможно, находясь в состоянии смиренного покоя, принимать решения – в состоянии беспристрастного духовного рассуждения. И тогда не возникнет необходимости бить голову, вы сможете открыть дверь.  Правильно, но тяжело. Особенно трудным, оказывается, достичь беспристрастия в мире полном страстей! С первых времён христианства, величайшей наукой считается наука борьбы со страстями.
Живое, бьющееся сердце
Рвут когти скорби и страстей
И некуда от боли деться,
И некому сказать о ней….
В философии, например, вторая стадия экзистенциального становления человека по Серену Кьеркегору – этическая, подразумевает так же, как и православное учение борьбы со страстями, не служение своей чувственной стихии, а наоборот возможность сказать ей «Нет». Именно от этой точки по Кьеркегору начинается путь к подлинной свободе  в жизненной ситуации.
Человек становится способен отказаться от всех неполезных, деструктивных привычек своего прежнего существования. Свободный человек  умеет противостоять низменным влечениям, нарушающим нравственные законы. Это противостояние плодотворно только на самых первых этапах образования психозависимости или пристрастия.  Главным аспектом освобождения от навязчивости является очищение ума от навязчивого помысла, и умение управлять своим вниманием на этапе рассмотрения данного помысла или навязчивого образа. Это связано, не только с необходимостью не рассматривать непристойные или неполезные мысли, стараясь воспитывать свои чувства, но и достижение беспристрастного состояния души.  В действительности, мы сталкиваемся с тем, что  – у каждого находится своя слабость, свой манящий в западню пряник. И он со временем становится опаснее, чем «запретное яблоко». Так как навык погружения в данную слабость успевает укрепиться настолько, что человек попадает в полную зависимость от него, возникает томление духа, сердечное желание испытать страстное влечение, ни смотря, ни на что!  Как  писал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
….И в сухой листве себя сожму,
Христа ради, боль превозмогая.
Господи! Предай меня кресту,
Чтоб нести его, не предавая.

Тенденция к формированию  страсти или психозависимости, как болезнь духа, начинается при самостоятельном выборе не полезного, наносящего вред, действия, подрывающего духовные силы, а значит, и саму способность к независимому самостоятельному принятию решения. Как сказано в святом Евангелии: «Делающий грех – есть раб греха».
Первые этапы процесса образования страсти, психозависимого поведения были описаны аскетическими подвижниками и начинаются с невинного замедления в нашедшей соблазнительной  мысли, рассмотрение этой мысли или томящего чувства через внимание к ним. Если человеку мысль нравится, хотя и не полезна или безнравственна, он начинает услаждаться тем, что в ней есть притягательного. Это сопровождается внутриличностным колебанием между добром и злом, хочу и надо, полезным и неполезным и т.п. вплоть до склонения к неполезному. Приятная «навязчивость» начинает от ума присоединяться к сердечному чувству, что рождает сердечное желание этого помысла. Далее, возникает игра воображения и услаждение им. Весь процесс первоначального пристрастия может длиться недолго, именно на  этапе услаждения в представлении практически очень трудным становится дистанциирование от проблемы, ее отделение от своего сердца, так как сердце уже соуслаждается грехом. Далее, овладевая человеческой волей, мысль, из желания производит согласие и решимость к действию. А при первом удобном случае и само действие, которое после своего осуществления укореняет предпосылку повторяемости. Следовательно, психологически закрепляется навык к тому, с чем когда-то был не согласен. Любой грех вначале сладок, затем примешивается горечь, и через  время, бывшее сладким, приносит одну горечь, муку и разочарование.
Наиболее ярко прослеживается пример наркомании, когда единичный опыт принятия наркотика приводит к последующей зависимости. Вначале происходит борьба помыслов, в результате которой принимается согласие с наркотиком, возникает представление некоего «кайфа», желание усладиться и поскорее избежать сомнений и мук совести, далее решимость действия и само действие завершают цепочку волевых деструктивных усилий, что при повторении всего действа формирует навык и непреодолимое желание, закрепляя психофизической тягой. Так преодолевается внутриличностный конфликт между «хочу» и «надо», заглушая укоры совести, как нравственного центра индивидуальности (по Слободчикову и Исаеву).
В зависимом состоянии, человек испытывает патологическое застревание в чувстве вины, что ведет к разрушительным процессам в личности, без реального чувства покаяния, что опять-таки отражает состояние «жертвы». В случае неоднократного заглушения голоса совести, человек выходит за рамки духовно-нравственных ценностей, не ощущая вины за содеянное, становясь нечутким, высокомерным, предвзятым к другим, тираном, насильником. Если мы с вами вернемся к сформировавшемуся навыку, то отметим, что он  является причиной  формирования  доминанты данной личности (по А.А.Ухтомскому). И, по словам Ухтомского, мы начинаем воспринимать окружающий мир через призму своих доминант, культивируя в себе дефекты мировосприятия, искренне подтверждая свои умозаключения приобретённым жизненным опытом. Поэтому, если человек, даже раскаявшись, не ведет борьбу с патологическим навыком, то данное искажение гипертрофируется, так же приводя со временем к духовной нечуткости, деформации системы ценностей.
Синдром зависимости проходит несколько стадий.
1. Принятие предмета зависимости мыслью, чувством, желанием.
2.Навык участия, привыкание, терпимость к предмету страсти.
3.Пик желания – жажда удовлетворить свою похоть любыми средствами.
4.Компульсивность – непроизвольное влечение или безвольное рабство.
5.Уныние и отчаяние, ведущее к суициду или саморазрушению, то есть  духовный паралич и разрушение личности.
Этот цикл можно остановить до полной гибели человека, только при помощи внешнего воздействия, при самоотверженном личном  волеизъявлении самого человека. Проблему создала больная мысль, потому для её искоренения требуется иная, независимая от подобной проблемы мысль, исходящая из здорового организма. Самостоятельно изменить динамику почти невозможно ещё и потому, что у зависимого человека меняется мировоззрение, мироощущение и адекватность восприятия реальности. В данной ситуации страдает весь человек (дух, душа, тело), следовательно, средства должны быть  адекватными. Желательно проводить социально-психологическую реабилитацию в комплексе с медицинской и духовной. Например, православное душепопечение включает православный литургический образ жизни, регулярное пастырское окормление, занятия в группах катехизации. В 2005 году душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, издал методическое руководство по реабилитации наркозависимой молодёжи, обобщив многолетний опыт высокорезультативной работы с зависимыми.  Практическими результатами работы центра доказано формирование зависимого поведения в условиях депривации положительной духовности, и соответственно результативность реабилитации напрямую связана с восстановлением духовным.
Итак,  зависимость от проблемы или страсти образуется при наличии страстной или проблемной доминанты, к которой направлена вся личность в единстве дух-душа-тело. Соответственно, доминанте страсти служит и вся энергия души – 1) мыслительная, через направленность мысли и образов, 2)желательная, через желания и волеизъявления и 3)чувствительная, через направленность чувств и эмоций. Исходя   из этого, коррекцию зависимого поведения строим на волевом принятии новой конструктивной доминанты, и посредством воли, фильтруем мысли и воспитываем чувства. А.А.Ухтомский писал, что путь ликвидации патологической доминанты – это формирование более сильной доминанты, имеющей принципиально иную природу. Достигается это через покаянное очищение совести и благодатное соединение трёх сил души: ума, сердца и воли, направленных к  духовной любви и свободе личности. Когда все три силы души гармонично согласуются с голосом совести, личность находится в гармонии. Но, если, хотя бы одна из сил психической жизни (мысли, чувства, воля) неконструктивна в проявлении, тогда нарушены единство и гармония. Здесь и начинаются психологические проблемы. Главное помнить, чтобы измениться, нужно захотеть изменить стереотип мысли в отношении страсти или зависимости. Это начало психокоррекционной работы.
…Неси боль земных оков
На исповедь – Божий зов!    
И тело  Христово прими,                                                                                   Почувствуй, Все люди – родны….

На первом этапе, мы приходим к осознанию группы помыслов, возвращающих все жизненные силы к питанию проблемы. То есть, для нейтрализации паразитирующей страсти, необходимо педантично и монотонно останавливать больную мысль и возвращать себя к тому, что в это время способно отвлечь, или принесёт пользу душе. Просто говорить себе стоп, образно включая красный свет до тех пор, пока не наступит облегчение. Хорошо помогает при этом частая Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», дополняемая трудотерапией или творчеством, что также закаляет волю. Иисусову молитву следует проговаривать про себя медленно, с вниманием на каждом слове молитвы так, чтобы другие помыслы утихли, осознавая, что молитва – это общение с Богом, желательно продолжать молитву до ощущения внутреннего покоя, умиротворения. Умной работе с  мыслями мы уделяем внимание потому что, будучи, внимательным к мыслям, человек  научится более ответственному поведению и аутокоррекции посредством силы воли. Нейрофизиологическими исследованиями также доказано, что механизм активного волевого участия проявляется в человеке, прежде всего через его способность к запрету негативного желания и движения неполезной мысли. Вследствие подобной умной работы происходит изменение всей волевой направленности личности, очищающей экологию своей психической жизни, преобразуя соматические проявления. В то же время, нужно осторожно относиться к используемым механизмам психозащиты, особенно рационализации. Она  может не только увести от действительных причин проблемы, но и закрепить реакцию самооправдания, своеволия или банального саможаления, развивая вторичные выгоды.
Мыслеобразование человека во многом зависит от внешних раздражителей и внутренних переживаний. Когда мы осознанно контролируем работу ума, охраняя себя  от  всего неполезного и раздражающего, мы создаём перспективу упорядочивания внутренней жизни, освобождения ресурсной энергии, направленной через ум к сердцу. Это возможно при условии дистанциирования от неполезных чувств, желаний, от проявлений горделивой самодостаточности, при которых человеку  трудно совладать с самим собой.
Очищаясь от наносных умозаключений, мы можем достигнуть состояния «умственной бедности», ощущения смирения, благодатного покоя, блаженной радости. Потому, контролируемая направленность ума создаёт наполненность  психической жизни, а сознательная работа с фильтрацией неполезных помыслов обеспечивает укрепление воли и воспитание желаний. В результате, развивается чувство ответственности, ясность сознания, имеющая критическую составляющую.  
 Когда внимание к помыслам и движениям  сердца становится естественным, мы сознаём, от чего зависимы, и в чём себя можем постараться изменить. На практике это достигается при условии внимательного  развития собственной духовной жизни, прибегая к  Таинствам святой православной веры, к аскетическому психоанализу, опытно доказанному подвижниками христианского благочестия.  Духовному развитию способствует и  разумное     рассуждение, сопутствующее    развитию религиозного чувства. Если этого нет, если человек не  чувствует молитву, как диалог с Богом, не обретает навык  Богообщения, не приходит к необходимости Богопознания, то его духовная жизнь замирает. Это объясняется тем, что, приобретая лишь навык контроля над мыслями, чувствами, желаниями, очень легко упасть в гордость, тщеславие, самомнение, становясь не способным к  переживанию тонкого религиозного чувства. Тут же, затихает голос совести, человек возвращается в исходное состояние с искажением духовного развития, так как уверен в собственной значимости, тщеславится собой и своими успехами, что на самом деле не отражает действительности. Это обман других и лесть себе, в превосходной степени, то есть, на религиозном языке – «прелесть бесовская». В темноте не видно грязи, а на свету, малейшая тень видна, так, чем ближе человек к Богу, тем явственнее ему видны малейшие оттенки греха, любые пристрастные струнки даже в незначительном движении сердца, отчего святые видят себя первыми грешниками, а находящиеся во тьме своих грехов, не находят нужды в покаянии.  Для того чтобы уберечь себя от пагубного самомнения, будем внимательны к своему духовному состоянию, не помышляя о себе высоко, дабы не упасть низко. Приобретать духовность - значит, идти за духоносным Ликом, могущим нас напитать Святым Духом. И, конечно же, неотъемлемой частью духовного развития является очищение души в покаянной исповеди и смиренное преображение в принятии Святых Христовых Тайн. В заключение главы, приведу одну из любимих молитв архиепископа Иоанна Шаховского, на мой взгляд, отражающую чаяния многих.

***
Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,
Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть,
Чтобы я прощал, где обижают,
Чтобы я соединял, где есть ссора,
Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение,
Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение,
Чтобы я возбуждал надежду, где мучает отчаяние,
Чтобы я вносил свет во тьму,
Чтобы я возбуждал радость, где горе живёт.
Господи, Боже мой, удостой, не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,
Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,
Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.
Ибо кто даёт – тот получает,
Кто забывает себя – тот обретает,
Кто прощает – тот простится,
Кто умирает – тот просыпается к вечной жизни.

И будем помнить, что позволяя себе слабость, мы ослабляем всё человечество, а достигая совершенства, совершенствуем мир! Сделаем же свой выбор, не забывая, об ответственности перед будущим. Об этом же писал и Альберт Эйнштейн: "Я чувствую себя настолько солидарным со всем живущим, что для меня безразлично, где начинается, и где кончается отдельное". Созидая себя, созидаем гармонию души и соборное единство с Творцом душ человеческих. Созидая семью, созидаем гармонию встречи и принятия, выстраивая соборность рода. И всем этим, соучаствуя в созидании общества, соработаем самому Богу в творческом преображении бессмертной души человека соборной молитвой, чтобы прийти чадам к Отцу Небесному и возрадоваться друг другу навечно! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий