Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 21 ноября 2012 г.

Века переживший храм

Самому древнему на Луганщине деревянному Свято-Успенскому храму в поселке Нагольно-Тарасовка скоро исполнится 225 лет. Деревянная церковь простояла практически в первозданном виде более двух веков. И до сего дня в ней молятся потомки тех, кто принес веру православную на ровенецкую землю…



Автор: протоиерей Александр АВДЮГИН



К моменту создания Ровеньковского благочиния Донской епархии (а случилось это в 1869 году, как раз в разгар земельной реформы императора Александра II) невдалеке от Ровенецкой слободы уже около ста лет действовала Нагольницкая Успенская церковь. Основание же самой слободы датируется 1775 годом, и заложил ее военный, бригадир (чин, средний между полковником и генералом) Амвросий Гаврилович Луковкин.

Основание любого поселения, даже самого незначительного в те времена обязательно требовало не только административного разрешения, но и благословения епархиального архиерея, к территории которого поселение относилось. Любое же владычнее благословение сопровождалось требованием – с первым жильем должна быть построена и церковь. Обычно сразу возводилась часовня, которая затем становилось уже полноценным храмом. Так было и здесь, на берегу речки Нагольной – в те времена довольно полноводной и быстрой.

Амвросий Гаврилович построил часовню в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, куда приезжал исполнять требы священник без места из станицы Усть-Белокалитвенской Емельян Иванов.

Сын бригадира Луковкина – Гавриил Амвросиевич, – пошедший по стопам отца по армейской стезе, но превзошедший его в чине (он дослужился до генерал-майора), заложил в слободе Нагольной Свято-Успенский однопрестольный деревянный храм, который и был освящен 9 сентября 1788 года.

Сегодня село называется Нагольно-Тарасовка, и храм, естественно, величают Нагольно-Тарасовским. Но ведь Нагольная – она и есть Нагольная, по речке. А слобода изначально прозывалась Нагольно-Луковкина, по фамилии основателя, но – не прижилось. Откуда взялось «Тарасовка», неведомо.

Первым штатным священником новопостроенной церкви слободы Нагольной стал Иван Павлович Пащинский, который до 25 декабря 1786 года шесть лет исполнял обязанности дьячка в Варваринской церкви Грушевской станицы. А уже 5 января 1787 года, в возрасте Христа (33 года), отец Иоанн был рукоположен в священники.

Женат был первый нагольнинский батюшка на дочери казака Григория Антоновича Кочетковского – Наталии. И после преставления о. Иоанна к Господу (3 декабря 1821 года) его место занял родной сын – Гавриил Иванович, которого еще при жизни отца, в июне 1814 года, рукоположили в священники.

В Государственном архиве Ростовской области хранится очень интересный документ за 1829 год. Это «Ведомость о церкви Успенской, войска Донского Новочеркасской епархии, ведомства Миусского сыскного начальства, слободы Нагольно-Луковкиной», из которой узнаем, что «Успенская церковь – здание деревянное; престолов в ней один, во имя успения Пресвятой Богородицы; утвари достаточно; причта, положенного по штату с 1788 года: священник – один, диакон – один, дьячок – один, пономарь – один; земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной отмежеванной нет, а пользуются церковнослужители на общих правах с прихожанами и при том в достаточном количестве; дома церковнослужителей собственные, на владельческой земле; жалование на содержание священно- и церковнослужители никакого не получают, а имеют содержание от обработки земли и отправления мирских треб прибылью посредственно».

С 1877 года в слободе Нагольной существовало приходское сельское училище (школа), в которой преподают, кроме Закона Божия, грамматику и арифметику. Школа была одноклассной с законоучителем священником Иоанном Поповым и учителем Фёдором Алексеевичем Щербаковым.

В 1891 году в слободе Нагольно-Тарасовка проживало 3992 жителя. Количество земли равнялось 3038 десятинам. Статистические ведомости по Таганрогскому округу Донской области за 1917 год говорят, что в Нагольной в это время было 8 лиц духовного сословия. Такой большой приход никак не мог обойтись без владычнего окормления, без архиерейского служения. В начале XX века и приезжал на престольный день в Нагольно-Тарасовку правящий архиепископ Афанасий (Пархомович). Это был последний визит архипастыря перед началом событий, изменивших не только границы областей и целых государств, но и мировоззрение старых и новых поколений. Осталась лишь одна данность – переживший века, войны и запустение Свято-Успенский храм.

После бурных революционных лет, по итогам сплошной подворной переписи Донецкой губернии в январе-феврале 1923 года, в слободе Нагольно-Тарасовка Ровенецкого уезда Шахтинского округа УССР проживало в 495 дворах 2557 человек. Население распоряжалось 2470 десятинами пахотной земли, 186 колодцами, З ветряными мельницами, 13 кузнями, 15 бондарнями, 1 сапожной мастерской. В слободе функционировали две школы.

По-прежнему действовала Свято-Успенская церковь. В 20-е годы ее община находилась в юрисдикции собора епископов Украины. Тогда, как и в годы нынешние, сложны были отношения церкви и государства. Усугублялись разногласия между безбожной властью и православными из-за церковных расколов, которыми богата история Украины. Не обошли раздоры стороной и храм в Нагольной. Сторонники обновленцев, автокефалов и канонической церкви, как всегда, сражались в Киеве и промышленных центрах, а страдали храмы и приходы в глубинке.

23 декабря 1929 года президиум Луганского окружного исполкома принял решение закрыть храм и переоборудовать его под школу… Впоследствии здесь был устроен клуб.

В 1942 году церковь вновь открылась, чему способствовало прибытие сюда по воле Божией во время военного лихолетья протоиерея Власия Додонова, рукоположенного в священники еще в 1901 году.

После освобождения от немецкой оккупации началась чехарда с настоятелями нагольчанского храма. Это была повсеместная практика советской власти: не допускать возможностей для постоянного духовного окормления и создания сплоченных приходов. Священники перемещались с калейдоскопической быстротой, причем на старые, имеющие исторические традиции приходы назначали обычно слабых в духовном и нравственном плане священнослужителей. Искусственно создавались приходские конфликты, которые потом зачастую не мог разрешить даже правящий архиерей. Так случилось в конце войны и в Нагольно-Тарасовке, когда во время недолгого отсутствия отца Власия Додонова Совет по делам религий самостоятельно (без архиерейского указа) направил в Успенский храм священника Захария Пантелимона.

Судя по сохранившимся документам, отца Власия на нагольчанском приходе любили, и это чрезвычайно беспокоило представителей власти. В июне 1945 года в Свято-Успенский храм был назначан новый священник Петр Калабин. Затем до самого закрытия церкви настоятели менялись практически ежегодно. Три раза за 9 лет настоятельствовал в Нагольной отец Николай Беляев. Именно он и был последним «постоянным» батюшкой Успенского храма вплоть до его закрытия. Начиная с 1959 года священник на приходе отсутствовал, службы совершались нерегулярно, от случая к случаю, причем на каждое богослужение требовалось разрешение местной и областной власти. Была организована откровенная травля верующих, создавались целые комиссии, требующие закрытия храма, в госучреждения поступали «требования колхозников» о «закрытии центра мракобесия».

Из сохранившихся документов видно, что официальной политике атеизма верующие Нагольно-Тарасовки сопротивлялись активно и долго.

Это было время хрущевского гонения на церковь, когда сам руководитель государства обещал в ближайшее время «показать по телевизору последнего попа». Власти предержащие были абсолютно уверены, что стоит уйти в мир иной престарелым гражданам СССР – и в защиту веры никто не поднимет голос, не нужны станут и храмы.

В те годы Нагольно-Тарасовская церковь входила в Донецко-Воро-шиловградскую епархию, центр которой находился в Луганске (Ворошиловграде).

Дожившие до дня нынешнего священнослужители и прихожане рассказывают, что в начале 60-х годов прошлого века в епархии у кельи правящего архиерея ежедневно сидели ожидающие назначения священники и слышали лишь одно – «нет места». И в это же время у кабинета уполномоченного делегации из городов и сел Луганщины получали ответ: «нет свободных священников».

Еще два года простояла «действующая церковь» села без священника. В 1963 году «по ходатайству трудящихся» религиозная община села Нагольно-Тарасовка была снята с регистрации, а храм окончательно закрыт.

Самому же церковному зданию несказанно повезло. Хранил Господь храм Свой, в честь Успения Его Матери освященный. Помещение передали школе под спортзал, и хотя иные возгласы раздавались под церковными сводами, а на стенах вместо икон висели лозунги, грамоты и вымпелы, ни для сельчан, ни даже для учителей церковь спортивным очагом так и не стала. Для всех нагольчан здание как было, так и осталось «церквой».

Новая жизнь Свято-Успенского прихода началась с VII сессии поселкового совета, которая 30 марта 1992 года приняла решение – вернуть здание церкви верующим поселка Нагольно-Тарасовка…

Но это уже новая история, и о ней обязательно расскажут наши потомки. Те, которых сейчас крестит в Свято-Успенском храме нынешний настоятель – протоиерей Михаил Галушко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий