Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 22 ноября 2012 г.

Семьи великое значенье!


Дьяченко Элеонора Валерьевна

                               (в крещении Елизавета)





Семьи  великое значенье!
(духовно-психологический аспект)

1-я и 2-я главы 




Посвящается
всем самым
близким и дальним
представителям моей родословной,
дорогой моему сердцу,
родной малой семье,
и в её лице,
семье большой –
родному человечеству!









     



    Место для изображения 1       
    
                                                                       
                                                                Дьяченко  Элеонора Валерьевна (Елизавета) – доктор философии в области психологии, руководитель Духовной Лечебницы во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума» при Свято-Георгиевском храме г. Алчевска, Луганской области. Директор благотворительного фонда социально-психологической поддержки и реабилитации «Слово» им. Т.А.Флоренской.
        


Духовная лечебница во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума» создана на территории Свято-Георгиевского храма г.Алчевска, по благословению правящего архиерея.
Подробности на  сайте: «Справочно-информационный портал Алчевского благочиния»,    рубрика: «Духовная лечебница».

Основной целью работы лечебницы является оказание духовно-просветительской, социально-психологической, медико-консультативной, и других видов комплексной помощи  детям, имеющим проблемы в развитии, и семьям. Большей частью подопечных  лечебницы являются дети–инвалиды, инвалиды и семьи, имеющие  сложные психосоциальные проблемы.




Мы живем и работаем вместе с вами,
чтобы сегодняшний день приносил  радость,
а  завтра вы смогли поделиться радостью с другими.


- ББК 87.7+88.5
    Д 93





рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент Луганского национального университета
В.А.Чернобровкина
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Луганского национального университета
Т.А.Пашко
Председатель Луганского областного православного педагогического общества
протоиерей Игорь Лапин




                                                          Вступительное слово

Книга  практического психолога, доктора философии в области психологии, Э.В.Дьяченко представляет собой произведение научно-популярного характера, имеющего духовно-просветительское и социальное значение в решении проблем современной семьи, воспитании детей и становлении родительства. Автор книги имеет успешный опыт коррекционной и реабилитационной работы с детьми и взрослыми, помогая в решении разнообразных психологических проблем. Используется духовно-ориентированный подход в  изложении книги, делается упор на православную святоотеческую психологию, диалогический метод Т.А.Флоренской в семейной психотерапии.   Э.В.Дьяченко предлагает читателю православное видение Мира и Человека в Мире, выношенное в глубинах собственной духовной жизни, проверенное профессионализмом, воплощённое в личном и психологическом опыте. Текст книги носит одновременно научный и популярный характер, что делает его доступным широкому кругу читателей. Книга полезна в работе исследователям духовной и душевной жизни личности, психологам, педагогам, работникам социальных служб, а также всем неравнодушным к вопросам взаимовлияний и взаимодействий в обществе, семье, развития отцовства и материнства в контексте пренатальной психологии. Верю, что книга найдёт своих читателей, тех, кто тянется к Мудрости, учится Верить, Надеяться и  Любить.
                                                             Кандидат психологических наук, доцент
В.А.Чернобровкина.













    « …. Наше счастье связано с нашей семьёй, а полнота сочастия, причастности к совместной жизни в сорадовании и сострадании, сочувствование, соуслышание, совпадение волновых энергий, и как следствие, принятие и понимание, всё это, пронизанное лучами Божественной любви и составляет простое счастье семьи. Счастье, это не фейерверк эмоций, а пройденный экзамен на верность и веру, на надёжность и надежду, на земную и небесную любовь и  зависит от каждого её жителя, но всегда есть тот, кто сильнее, мудрее, кто может компенсировать чьё-то несовершенство. Так, подставляя плечо поддержки, научимся главному: смысл жизни человечества заключён в смысл жизни семьи – личное преображение духовной  любовью в безусловном принятии друг друга. Принятие каждого представителя рода и содействие спасению в Боге. Приобретение животворящей Благодати Святого Духа, восстанавливающей нас из тления в нетление. Вымаливание наших близких из дна адова. Служение Богу, чей образ носит каждый человек, это служение спасительной любви друг ко другу, а через друг друга и самому себе, что наиболее явлено в семье, где все связаны узами родства и являются продолжением друг друга. Потому, спасение семьи – спасение души – ОБОЖЕНИЕ – приближение к Богу, к Вечной Жизни в Отчем Доме, к единственно нескончаемой, беспристрастной ЛЮБВИ, сопричастие к большой небесной семье, сподобившихся войти в Царствие Небесное, только такой путь, неотъемлемо сближает нас с нашими святыми и праведными предками, восстанавливая Человека – Творение Божие. А вершина служения семьи земной – всем нам, по Благодати Божией, являющимся чадами Отца Небесного войти в радость Отцовскую навечно! Храни нас Господь в единстве и целомудрии и прости нам все прегрешения наши во всём роде нашем и упокой души усопших предков наших и даруй спасение потомкам нашим, по неисчерпаемой милости Твоей, ибо у тебя все живы, и не властно  время, а значит, здесь и теперь дерзаем молиться о спасении рода, семьи, и нас недостойных. Но,  да будет на всё, святая воля Твоя!!!»
Э.В.Дьяченко «Семьи великое значение».
















Предисловие.

«От избытка сердца говорят уста». Что в себе носим тем и других одариваем. Посеяно в сердце зёрнышко жалости, можно закопать его в страхе за себя и обнести пропастью от других, чтобы жалеть свою жалость.
Жалость – это маленькая любовь. Так можно любить свою любовь и в других видеть только её отражение. Так можно любить других людей, если они смогли не выйти за пределы её требований и ожиданий. Иначе – этот другой станет врагом. И человек будет думать, что тем самым он защищает свою любовь, пряча это зёрнышко в кладовые сердца, не замечая своего эгоизма. С чем пришёл, с тем и уйдёт. Страшно позволить зёрнышку прорасти урожаем, ведь за ним можно не уследить. А хватит ли великодушия? – отвечать на обиды  эхом  любви, щедро оставляя в чужих судьбах её отголоски. А так, вот она, спрятана в зёрнышке и пусть хоть плесенью покроется, зато моя и со мной.
А бывает не так. Семя жалости прорастает состраданием и даёт урожай самопожертвования в любви. И любит человек душу живую и радуется за неё и помогает ей наполниться любовью. Потому щедро раздаёт свой урожай любви, а он всё крепнет и растёт, вот уж истинно: «имеющему дано будет и приумножится»! И сила такой любви – стержень, на котором весь род человеческий держится.
Я это на себе почувствовала. Когда не хватает сил на поступок, в душе боль неразгаданная, и принятие решения откладывается. В такие минуты, вспоминаю свою бабушку, её выдержку, силу воли и жажду жизни. И стыдно становится за свою слабость, и как будто чувствуешь её, бабушкину поддержку. Её присутствие ощущается во всей полноте жизни. А стойкости и оптимизму учусь у мамы, знаю, она смогла, чтобы у меня получилось. И чувствую свою ответственность перед дочерью: устою – и она выстоит, научусь радоваться жизни – и её выбор будет осмысленным.
Так, словно нежный ромашковый венок, стебелёк к стебельку, душа к душе, всем родом вплетаемся в чей-то род, неся ему свою искру жизни, своё зёрнышко великодушия. И держит он нас, слабых духовно и телесно, не только узами родства, но и силой Любви, завещанной нам урожаем чьих-то сердец. Низкий вам поклон, делателям наших родословных, зёрнышкам наших урожаев, искрам нашей жизни, несущим свой далёкий свет в вечность, возвращая с избытком эхо любви Творцу, зовущемуся Любовью!
Место для изображения 0.

Глава 1.
Родитель – ребёнок.

Познай себя, как Образ Божий,
И сердцем небо обними!
И дар духовный восприми
И возлюби,- Ты это сможешь!
С принятием каждого нового дня человек принимает жизнь, задаваясь извечными вопросами ее смысла. Даже в повседневной реальности быта,   каждому хочется быть услышанным и понятым в своей многогранности психофизических процессов. И главное, быть понятым и принятым родными людьми, в чём-то близкими тебе росточками одного с тобою древа родословной. Твой род может стать неиссякаемым родником твоей внутренней силы, твоей воли, твоего благоразумия, а может, и не стать…  Вы спросите, почему? В чём поломка этого вечного двигателя жизни? Попробуем взглянуть на проблему глазами признанных знатоков души человеческой.
Августин Иппонский: «…Мы ещё не имели отдельной и особой формы, в которой каждый из нас мог бы жить отдельно; но уже была природа семени, от которой нам надлежало произойти»…
Наша родовая история, зов предков, фундамент прошлого, кладезь личностных ресурсов, всё это скопление родилось в долгожданной, победной, и в то же время, непонятной нам, встрече двух наследий, двух семечек, клеточек, скромно пришедших к триумфу будущего в настоящем слиянии прошедших, сквозь время, судеб. Действительно, каким чудом предстаёт перед нами, чудо жизни! Не искусственно организованной виртуальной реальности, а великой в своей простоте, неиссякаемой неповторимости жизни! Как редко, дорогие мои читатели, мы с вами задумываемся об этом чуде, достойном благоговейного трепета и осмысленной радости. И.А.Ильин, в книге «Я вглядываюсь в жизнь», писал: «…бессмысленно – это безрадостно». Потому, радоваться жизни умеют те, кто видит смысл и цель, несмотря на все трудности достижения. Радоваться жизни, чувствовать её полноту и предвечность, хотя бы, иногда выныривая из суеты повседневных проблем. Наполненность жизненной силой семени помогает нам состояться в своей родословной, понять своё предназначение в ней, продолжая или прекращая её…
Кадила осень ладаном листвы,
Священным миром тронуто пространство.
Кружатся листья, падая в костры
Безмолвного, возвышенного братства.
И струйкой воска клонятся лучи,
И лилии слагают литургию.
Душа поёт. Ты у неё учись
У Бога быть очищенным кадилом.
Августин Блаженный: «В зерне невидимо заключается разом всё, что с течением времени образуется в дерево.… Всё, что рождается от этих, как бы первооснов вещей, получает в своё время начало и развитие, конец и уничтожение своего рода…». Результат нашей жизни, дорогие мои, зависит от нас с вами. Представляете! Столько позади приключенческих романов и драматических сюжетов, крушения судеб и вершителей истории, а сейчас эти великие родословные преображаются нами, очищаясь в своём поступательном движении к вершине или прекращая свои хитросплетения в тупике запредельного ужаса, естественно возникающего у обречённых своими же гнилыми корнями, не ведающими о преображающей силе покаяния. Продолжая нить рассуждений, каждый из нас, может дать себе отчёт в том, какую надежду он  принесёт своим предкам, каким корнем предстанет он своим потомкам, в чём его миссия. Найдётся ли в нас место для той живительной силы, которой дано, послужить самым нужным, востребованным, для наших потомков, ресурсом.  Либо через нас придёт безысходность и умирание?
Знаем ли мы свой род, его слабости, которые нуждаются в нашем их преображении? Известна ли нам сила родительского рода, которую нужно принять с мудростью и благодарностью, укрепляя  свой жизненный выбор, свою ответственность перед родом, совестью, собой. Кто из нас может сказать себе: «Я знаю себя и движением своей воли могу не совершить ничего не полезного для моей души, а значит для чьей-то ещё. Я смогу не навредить чистоте любви, наполняющей мое сердце»? Кто из нас имеет такое большое сердце, полное любви, оживотворяющей каждого встречного на жизненном пути? Тогда, что наполняет наше сердце, и почему мы так часто прячемся друг от друга, от нас, не способных любить и оживотворять? В этом бегстве мы тратим все свои силы и средства. Тратим их на то, что бы лучше завернуться в кокон поверхностности, как в броню, из гордыни и похоти, не думая о тех, кто следует за нами, кто был впереди нас, теряя ответственность перед родом. И, как следствие, избегаем поиска и  принятия информации о своей родословной, о дальних предках, и не очень далёких их ответвлениях, позволяем себе не думать о последствиях своей «похотной», страстной жизни, которые ударят по нашим же детям. Такое поведение, лишенное духовного образа, то есть безобразное, безумное поведение разрушает жизнь настолько последовательно и логично, что разрушенное сознание не осознает своего разрушения. Его может почувствовать интуиция совести, прося изменения образа жизни для спасения ...
….Нам в этой жизни не укрыться
От испытания страданий,
Но даже раненною птицей
Ползи в лекарню покаяний…
 К сожалению, мы отучились слушать голос совести, а тем более слышать  голос рода, голос традиции, предназначения. Свой возникающий дискомфорт компенсируем желанием, хоть что-то изменить, даже если это будет перестановка мебели или смена развлечений. Так что,  суть остаётся неизменной. А мы по-прежнему скачем по кругу, жалуясь на безысходность и непонимание окружающих. Поверхностный взгляд на свои проблемы помогает нам видеть причины своих бед вовне, дабы не ужаснуться глубиной своей гнили, своего непонимания. Иначе, слабые не выдержат и потому уверяют себя, что истина также относительна, как добро и зло, как невидимая связь поколений, что познавать себя также безуспешно и нереально, как познание Бога и вечности, повторяющихся особенностей жизни своих предков, и вообще, зачем «напрягать» себя проблемами прошлого. К сожалению, подобные умозаключения свойственны не только отдельным личностям, но и целым семействам, причём во множестве случаев. Святоотеческая психология объясняет данную тенденцию естественной склонностью человека к «свободному» самовыражению посредством  приобретённого и наследственного груза греховной жизни.  Искажённое психофизическое состояние человека, ущербность его  творческой силы, отражает и уровень духовного развития личности, и также отражает наличие ближних и дальних жизненных целей и задач, способности видеть смысл своей жизни, её качественное продолжение в родословной. Проще говоря, от человека к человеку передаются наклонности и свойства души и тела, потому телесное и психическое легче оценить, оправдать, понять, легче, чем духовное. Ответственность за свой род, своё место в его высоком предназначении, ощущение себя его неотъемлемой частью, имеющей, между тем, полную свободу выбора, это приоритеты духовные, которые формируются в семье. Но родители не всегда относятся к духовному воспитанию детей внимательно и усердно, особенно те, которые сами не пытаются анализировать родовые ошибки, духовные падения, сценарные повторения.  Дух даётся Богом и Образ Божий в каждом, – не от родителей, а от Бога, потому для родителя более естественно переживать о здоровье и состоянии тела, о характере, поступках, душевных качествах, как о своём, о наследственном. О духовном извращении, неполноценности, не горюют так же, как бы горевали о неполноценности психофизической. И хотя от родителя многое зависит в духовном развитии ребёнка, как от воспитателя, помощника, наставника, сам родитель не чувствует полноты ответственности за духовный рост ребёнка. Эта отстранённость, иногда завуалированная под демократию, дескать, повзрослеет, сам выберет себе «девушку, религию, дорогу», нередко является ориентиром к духовному невежеству, нечуткости, безразличному отношению к духовному семейному наследию.
Стало естественным, что о женихах и невестах, как и о профессиях, карьерном росте дети слышат постоянно от всех, и более всего от родителей, оставляющих на второй план воспитание духовное. И уж тем более всё реже встречаются семьи, исповедующие самой жизнью бессмертие души, а следовательно духовный смысл земной жизни, невидимую связь поколений, проходящую сквозь времена туда, где нет времени, веру в Бога, когда образ Божий запечатлён не только в душе, а и в самом образе жизни.
Чтобы стать сильным, надо захотеть этого, почувствовать потребность в силе. То есть, вначале, не побояться увидеть свою слабость, заглянуть в глубину своего сердца, познать  своё падение и захотеть восстать из него. Восстать, потому что сейчас каждый из нас – связующее звено с прошлым и от нас зависит – будет ли будущее, и во многом то, каким оно будет. Восстанем к воссоединению с Истиной, к достижению целостности одухотворенной души. В целостной душе восстановлены ум, чувства и воля, соответственно оздоровлена духовная жизнь, включающая в себя молитвенную связь с родом. Восставая в свободном волеизъявлении, выразим такую волю к любви, когда с любовью духовной принят каждый представитель рода, независимо от его деяний, которые можно осудить, не отвергая, не изгоняя из рода самого человека, нуждающегося в нашей о нём молитве. Возможно, от нас этого ждёт весь наш род. Будучи сердечным умом далеким от такой духовной любви, желающей человеку спасения в вечности, сумеем увидеть в ней цель своего личного пути не только в отношении прошлого, но и в отношении будущего, так возвратимся к желанию достижения высшей цели, образумимся, вернём уму и сердцу образ Божий.
А достигается высота решимостью помноженной на смирение, на принятие Промысла Божия  в своей жизни. Смирение топчет гордыню, предвзятость, чрезмерные притязания, учит жить во славу Божию, находить радость в трудностях и помнить: «Всё невозможное человеку, возможно Богу!». Полагаясь на Бога, мы отдаём Ему непосильное нам. Это происходит тогда, когда мы находимся в состоянии молитвенном, и только находясь в молитвенном состоянии, мы сможем благоразумно принимать на себя иные состояния, то есть все события жизни пропускать через молитву. Так и в сострадании не надорвёмся и от неполезного вовремя отречёмся, что привьёт навык благоразумного духовного рассуждения и нам и наследникам нашим.
И только так мы вернемся в настоящую жизнь. Почувствуем каждое движение своего сердца, восходящего в тернистый, спасительный путь, осваивая беспритязательную беспристрастность. Призывая на помощь Совершенную Любовь, преодолевая свои страсти, к бесстрастному единению с Совершенной Любовью. Каждый из нас, частичка своей родословной, может  стать частью этой Любви, а значит частью Жизни для всего родословного древа, продолжателем Жизни рода, его надеждой на вечное спасение! Это и есть совершенный путь каждого христианина, семьянина. Путь, бездеятельно мечтая о котором, мы предаём своим бездействием, а, избегая который, запоздало, вопием о потерянном, на руинах семейных устоев.
Смиренная трава,
Ложится мне под ноги,
И заповедь любви
Исполнил соловей.
А я – пучок греха,
Что хочет слишком много,
Не стою и земли,
Незнающей дождей.
Когда цветёт весна,
С дерев исходит ладан.
Безмолвные сады
Моленьем отреклись.
Им чужда суета
И постигать не надо,
Как, будучи в грязи,
Подняться и спастись.
И нежная роса,
Чья жизнь уйдет с рассветом,
Сумеет стать на миг,
Лучом из синевы.
Лишь я – пучок греха,
Не стану чистым светом.
Мне бы за жизнь успеть
Смириться – до травы…
Антоний Сурожский: «Каждое поколение наследует от всех предыдущих свойства ума, сердца, воли, телесные особенности, разрешённые и неразрешённые проблемы…». А вот здесь остановимся подробнее, как в отправной точке нового наследия. В последнее время, стало обязательной нормой генетическая консультация беременных женщин. Ни кем не отрицается процентная вероятность наследования ребёнком физических аномалий развития родителей. Но, к наследованию нравственно-психологических проблем, душевных качеств и  тенденций к патологическим стереотипам мышления, относятся зачастую легкомысленно, как и к духовному состоянию членов семьи, о чём было сказано выше.  Исследования и наблюдения, подтверждающие информацию о предрасположенности детей к повторению родительских «слабостей», а следовательно, к утяжелению своей жизни и родового наследственного груза, замалчиваются, как следствие банальной психозащиты от осознания своей вины перед потомками. И это понятно. Психосоматику и физиологические недостатки можно воспринимать как данность, независимую от собственных желаний, представляется повод даже к тому, чтобы пожалеть себя в безвыходной ситуации, а вот за своё осознанное поведение ответить придется и перед Всевидящим Оком, и перед своим будущим, в котором  локти кусать будет уж поздно. Словами блаж.Феофилакта: «…наказание за грехи отцов переходят и на детей, когда дети совершают такие же грехи», а устоять от падения детям бывает непосильно, подобно тому, как «не испить водицы из лужицы» во время мучительной жажды, если на подобных «лужицах» утоляли жажду родители. Наследие родителей, пронизывающее детскую душу, влечёт к  продолжению, даже развитию  родительской страсти и её более сильное проявление, словно, иначе поступить невероятно сложно и несовместимо со своим чувствованием обстоятельств. Ещё раз отметим то, что каждый из нас несёт родовую предрасположенность не только к болезням соматическим и психическим, но и к духовно-нравственным искажениям, проявляющимся  в самых разных формах. И когда предрасположенность к данному греху укореняется совершением его на деле, родовой груз бьёт с такой силой, которая тянет в пропасть полной зависимости от произведённой страсти наследников до четвёртого рода. Происходит также  генетическая мутация, вследствие духовно-нравственных нарушений, доказательством чему служат научные эксперименты Петра Гаряева и других учёных с мировым именем. Вот так и подкашиваем друг друга, разрешая себе слабинку и не замечая результат родового  ослабления.
Потому и удивляемся искренне, как мол, так, я как будто хороший, а чадо мое, сплошное «исчадие»! И прав был Козьма Прутков, сказавший: «Зри в корень!», то есть, в себя…. Безусловно, трудно, дорогие мои, объективно оценивать себя,  вот тут то, на помощь нам приходят наши дети. Когда-то, мы были способны сказать любимым: «В тебя, как в зеркало гляжусь», поверьте, в детях, просмотр, куда эффективней! Бессилие охватывает с момента проявления дитятей дерзкого протеста. Для родителя это знак – сам такой, или был таким. Иногда мы  многое понимаем слишком поздно, но требуя того же от ребёнка – не учитываем, что это не его опыт, не его вывод, не его боль, что он уже несёт в себе наше прошлое несовершенство. Значит, вполне естественно – банальное непослушание, неприслушивание к нашему противоречивому слову, неуслышание. При этом,  ребёнок несёт в себе информацию о негативном прошлом родителей, о душевных качествах мамы и папы периода зачатия, родовых поведенческих стереотипах, ранних родительских установках.  И здесь проявляется новая проблема, проблема языка общения, идеологии мировоззрения в которой пестовался ребёнок от зачатия!

Глава 2.
Тайны развития личности от зачатия.

Для интересующихся, не составит труда узнать подробности пренатальной психологии, то есть психологии развития ребёнка от зачатия до рождения. Мы же затронем некоторые  аспекты, касающиеся контекста воспитания. Например, на  международном конгрессе по пренатальной психологии в Сан-Франциско в 1995 г., было установлено, что еще не рожденный ребенок имеет личностный потенциал, раскрывающийся после зачатия, что уже характеризует его как генетически обусловленную личность. Некоторые скептики считают, что личностью становятся лишь в процессе активной социализации и пытаются «пощупать идею руками». Это напоминает желание объять необъятное, конечным рассудком познать бесконечное. Психологически, такой феномен атеистического фанатизма, можно обосновать даже с позиции точных наук, утверждающих, что «зрительное (перцептивное) восприятие близких областей человеком порождает эффект обратной перспективы». (Математическая энциклопедия. Т.3, с.401. – М.: «Советская энциклопедия», 1982.) То есть, человек сознательно не принимающий духовную сущность личности, но неосознанно соприкасающийся с ней и имеющий ее частью своей личности, в то же время, видя перед собой блага вещного мира, рефлекторно притягивает их к себе, вместо той духовности, в которую запрещает себе верить. Так одновременно, чувствуя необходимость духовной жизни, но, отдаваясь, в зависимость материальной, человек проецирует в мозг желание охватить дальнее, необъятное и духовное, что трансформируется житейским опытом в единственно принимаемое, чисто материалистическое мировоззрение. Всем известна отговорка: «Космонавты в космос летали, Бога не видели, а то, что имеет цену – стоит денег». В данном случае, сложный путь к гармонизации такой личности возможен через развитие духовно-ориентированной рефлексии событий и явлений, когда наболит до такой степени, что «ноги сами понесут к храму»….
Итак, по утверждению группы психологов, под руководством Р.Д.Лэнга и Ф.Лейка, уже оплодотворённая яйцеклетка человека несет генетическую информацию об образующейся личности и влияет на генетику её последующих поколений. Особая структура электромагнитного поля личности способна не просто воздействовать на материю, но и изменять код ДНК при смертельной опасности, а при уничтожении (аборте) создается эффект фантома с ультразвуковым излучением, способным передать информацию убийства организму матери, а иногда, и  мутации материнским яйцеклеткам, разрушая нормальную репродуктивную функцию в дальнейшем.
Если мы с вами хоть каким то образом причастны к аборту, к убийству Богом данных детей, а значит, являемся виновниками разрушения и своей жизни, принесём покаяние в этом, пока терпение Божие есть на нас. Молитва о детях, убитых в утробе матери, покаяние и доброделание – то малое, что мы можем сделать для исправления себя во славу Божию.
  По Ф.Лейку и Ж.Судо, биохимическим путем ребенок вбирает в себя чувства и переживания матери и является социализированным через мать. В исследованиях отечественных и зарубежных учёных обнаружено, что у зачатого ребенка уже существует психическая жизнь, сохраняется пренатальный опыт на уровне клеточной памяти, которая проявляется при помощи специальных исследований. Специалистами УЗИ были выявлены эмоциональные реакции ребенка на внешние раздражители.  Позитивные эмоции матери благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и внутриутробного самосознания ребенка.  Научно установленный факт напоминает нам, что все формы чувствительности у ребенка в утробе сформированы уже к 4-му месяцу его развития, а началом их развития является процесс деления оплодотворенной материнской яйцеклетки. Остановимся подробнее на этапе образования новой личности, то есть на этапе принятия жизни эмбрионом. Говоря словами психоаналитика Франсуазы Дольто: “Каждый ребенок дает себе жизнь своим желанием жить”. То есть, мы с вами можем проанализировать первое стремление к жизни.
Следуя градации чувств, отметим зачаточное развитие первых чувств эмбриона человека – это элементарное чувство осязания, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия, которые передают нам по клеточной памяти непосредственное переживание опыта нашего образовавшегося тела, его первичной воли к жизни  в деятельности этих процессов.
Через элементарное чувство осязания наш с вами первый организм получил смутное переживание границ своего существования, сталкиваясь с внешним миром. По степени развития осязательных переживаний появятся ощущения наполненности многоклеточного организма, его внутреннего давления. Еще в 1978 году советские исследователи установили, что отдельные клетки, даже находясь в изоляции, друг от друга, умеют посылать электромагнитные сигналы, несущие определенную информацию и способны «заражать друг друга посредством определенного светового кода». Так, у эмбриона развивается элементарное чувство жизни. Оно первое дает человеческому многоклеточному организму восприятие самого себя в пространстве. Одновременно появляется элементарное чувство движения собственного тела, позволяющее ощутить себя свободным существом. Немного позже в эмбрионе развивается элементарное чувство равновесия, состоящее из чувства тяжести и легкости, к окружающему миру, внутри которого мы чувствуем себя в равновесии.  Конечно же, родители этого не чувствуют, но о многом догадываются по личным наблюдениям. Например, беременные женщины интуитивно ощущают, как звуки могут воздействовать на ребенка. Действительно, ребенок обладает высокой чувствительностью к звуковым воздействиям внешней среды, поскольку располагается во внутриутробной жидкой среде, удельный вес которой равен его собственному. Другими словами, он находится в состоянии невесомости, а резкий внешний звук способствует рефлекторному ответу. Вот почему следует избегать излишне громкой музыки, скандалов, помня, что ребенок в это время испытывает неудовольствие, дискомфорт, накапливая негативный опыт для последующей социализации. Негромкая музыка без сильных низких звуковых колебаний и голос матери, обращенный к ребенку, оказывает положительное воздействие на эмоциональное развитие ребенка еще с первого месяца внутриутробной жизни. И тем более, и от мамы, и от папы, и от их близкого окружения зависит то, принимает ли ребёнок в себя силу жизни, доверие к миру, чувство нужности, веры в себя, любви, исходящей от рода, или надрывается чьим-то сомнением, а то и протестом, по поводу своего будущего появления. Если читатель вдруг почувствовал, что причастен к этим проблемам, что это о нём, он имеет все шансы помочь и себе и тем, кто был рядом, помочь осознанием мотивов, пониманием, прощением, молитвой к Богу, подателю жизни, обо всех, нуждающихся в этой молитве.
…Уж утро. Её разбудили
Не зная, что уронили.
А она, глаза открывает
И не верит, что не летает.
Следующая четверка  элементарных чувств: обоняния, вкуса, зрения и тепла получают развитие в пределах следующих недель. Они формируют непосредственное восприятие окружающего чувственного мира. К примеру, зрение эмбриона на своем первом этапе сформировано к 50-му дню беременности. Это дает ему способность воспринимать зрительные картины, которые видит его мама, благодаря свойствам сетчатки глаза, воспринимающей и передающей в мозг внешние сигналы, а также прочувствовать связанные с ними эмоциональные переживания, а как говорил А.В.Запорожец: «эмоция – это ядро личности». Здесь личностное поведение эмбриона определяет его как субъекта опосредованных матерью социальных отношений. И последняя четверка чувств эмбриона: чувство слуха, слова, мысли и чувство “Я”. Это познавательные чувства, определяющие индивидуальный мир ребенка в утробе после, примерно, 6-ти (иногда позже) недель развития, когда начинает функционировать вестибулярный аппарат и  становится возможным записать электроэнцефалограмму мозга плода. Так в процессе внутриутробного развития ребенка происходит запечатление душевных состояний матери, формирование его душевных сил для будущей самореализации. Развивается также способность к добру и сопереживанию, любви и ненависти, спокойствию или агрессивности, как и многие другие свойства личности, берущие начало формирования от момента зачатия. Ни в один из этапов своей дальнейшей жизни человек не развивается так интенсивно и непостижимо целостно, как в пренатальном периоде. И мы должны помнить, что были когда-то не только младенцем, но и единственной оплодотворенной к жизни клеткой, вместившей в себя частичку духовной силы, Божьего промыслительного благословения. И эта уникальность уже была нашей сущностью, генетически обусловленной личностью, с ее неповторимым индивидуальным потенциалом в грядущем познании себя и окружающего мира.
….И хоть в гнезде не слышно пенья,
Улыбкою его объяв,
Поймёт душа - здесь нету тленья,
Всю жизнь ты этого искал!
Между поведением матери и ее состоянием ещё неразумный  ребенок, защищённый до времени материнской утробой, уже устанавливает некоторую связь, что является ориентацией ребенка на свое поведение в будущем. В первую очередь это состояние психологической защищенности и психологической независимости, которое женщина приобретает в любящей дружной семье, в заботливой предупредительности мужа. К моменту родов, материнская интуиция, при благоприятном протекании процесса беременности, строит доминанту на собеседника в утробе, закрепляя психоэмоциональную связь с ребенком. В этом также участвует папа, который наравне с женой обязан учиться разговаривать с малышом, проявлять нежность и ласку к жене и развивающемуся в её утробе, ребёнку. Но родители не всегда осознают (или не хотят осознавать), что они делят все свои внутренние проблемы со своими ещё нерожденными детьми. Следовательно, очень опасным оказывается беспечное отношение и отца и матери к своей душевной жизни. Даже при внешнем благополучии, у каждого человека протекают свои внутренние процессы недовольства или сопротивления, у каждого свой индивидуальный путь к жизненной мудрости, но у беременной женщины все процессы заостряются, делая её ранимой, в самых незначительных мелочах. Потому очень важным является нежное, предупредительное отношение со стороны членов семьи, особенно мужа, в обязанности которого входит повышение самооценки беременной жены, оберегание её покоя и светлого ожидания родов. Внутреннее самоощущение беременной матери, в норме, является базисом формирования помогающих детско-родительских отношений. Чтобы детско-родительские отношения сформировались, нужно почувствовать принятие своих детей не формально, как следствие сложившихся обстоятельств. Необходимо дифференцировать "принятие", как  нежное чувство к ребенку, радость его существованию, сопричастности с ним, осознание его самой родной, неповторимой личности, имеющей началом своей жизни момент зачатия. Прекрасно, когда такое отношение к ещё неродившемуся ребёнку исходит от обоих родителей, когда папа активно соучаствует в развитии своих отцовских качеств, в творческом принятии дара Божьего!
 «Принятие – это почва, которая позволяет ребенку реализовывать свой потенциал» (О.Гордон) еще в утробе, когда происходят самые важные жизненные процессы роста и развития. Дети не редко выполняют программу родителей, заданную еще во время беременности. И горько бывает пожинать плоды детского аутизма, непослушания, равнодушия после того, как ребенок игнорировался самой мамой, в течение девяти месяцев беременности. Если эмоционально-волевая сфера беременной женщины подвергалась негативному воздействию со стороны близких и окружающих, на фоне низкого гемоглобина или угрозы прерывания беременности, испытывая душевные страдания, связанные с жалостью к себе, у рождённого ребёнка также часто проявляются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, проблемы саморегуляции. Кроме того, если в беременности происходит явное неприятие ребенка, либо неприятие ребенка таким, какой он есть (незапланированный, вынужденный брак, наследственная патология, нежеланный пол, активные движения в утробе, поздний токсикоз у матери и т.д.), то в последствии дети могут отвернуться от родителей. Дети могут перестать говорить с ними, свои чувства и проблемы оставлять при себе, закладывается фундамент  отстранённости, неискренности отношений, а при отягчающих обстоятельствах, ребёнком принимается сценарное решение – запрет на чувства, как психозащита в травмирующей ситуации, развивается аутизм и иная психопатология. Бывают случаи, когда при внешнем принятии происходит отторжение, иногда неосознаваемое.
…Хочу я прижаться,
С тобою остаться
И в мире холодном
Тобой согреваться….
Явное непринятие своего ребёнка или  родительская незрелость, частые конфликты супругов, неприязненное выяснение отношений между близкими родственниками, развивают у детей внутриличностную тревожность, формируется базовое недоверие к миру. Увеличивается вероятность образования деструктивных установок и принятия патологических сценарных решений (М. и Р.Гулдинги): не живи, не будь собой, не будь  близким, важным, не чувствуй, не будь ребёнком и т.п.  И всё это, как вы понимаете, провоцирует соматические и психоневрологические обострения, склонность к саморазрушению или банальное неудовлетворение всем, что окружает по жизни. Так проблемы родителей становятся проблемами детей. Потому, очень важно родителям развивать духовно-психологическую основу принятия детей, чтобы дети откликнулись в диалогическом общении, впитывая диалог из тайников материнской интуиции, при раскрытии мамой своего материнства.
Для того, что бы правильно сообщить ребенку о себе, о своих чувствах к нему, необходимо развивать сферу родительства, достигающую совершенства у родителей к шестым желанным родам. Работать есть над чем. Не секрет, что материнская и отцовская любовь способна творить чудеса, излечивать и корректировать отклонения, как в физическом, так и в психологическом плане, а главное, даёт ребенку душевные силы, чувство умиротворения, нужности, значимости, избавляет детей от неврозов и страхов после родов. Но такая любовь родителя - не слепое, искаженное чувство. Эгоизм, мнительная тревога, гиперопёка ей не соответствуют. А вот теплоты и нежной ласки много не бывает, когда, помня заповедь «не навреди», не потакая детским манипуляциям, мы остаёмся для ребёнка воплощением любви, надёжности, безопасности, уверенности. Не бойтесь нежности по отношению к детям, проявляйте тактильную близость, при помощи потешек, прибауток, припевок, сопровождающихся незатейливыми играми. Мудрая забота, в рамках норм воспитания, добрая непосредственность, внимание и безусловная, бескорыстная любовь – лучшая профилактика и коррекция любых детских проблем, до и после рождения. Особенно, когда вы общаетесь, рука к руке, сердце к сердцу, объятие в объятии. Ребёнок чувствует вашу искренность, проникаетесь вы им и его проблемами или перевариваете личную тревогу по поводу событий рабочего дня и явлений своего быта. Если вы говорите о том, что баловаться нельзя или злитесь из-за разбросанных игрушек, а причиной вашего беспокойства явились другие факторы, то есть ребенок, просто «добавил масла в огонь», то ваше воспитание ни к чему хорошему не приведёт, в нём услышится фальшь, на которую дети реагируют, как лакмусовая бумага. Старание воспитывать дитя не на собственном примере поведения, а только нравоучениями о том, как поступать нельзя, активизирует зажим конструктивного общения, замкнутость ребенка, недоверие в отношениях, чрезмерное проявление психозащит как после рождения, так и в  течении всего воспитательного процесса. То есть, в норме, слова подтверждают делами, и подкрепляют ресурсом любви и доверия. Если не получается, возможно, пора обратиться к психологу, так как в проблемах ваших детско-родительских отношений могут откликаться проблемы из вашего детства, которые за давностью лет лучше проработать со специалистом.
При зачатии, родители впервые открывают мир  ребенку, просто обрадовавшись факту зачатия. Возможные нарушения внутриутробного развития, начавшийся токсикоз или угроза невынашивания беременности часто отражают страхи и проблемы самих родителей, их собственное чувство небезопасности, их депрессивное состояние или агрессию. Проблемные родители, к своим ещё нерожденным детям предъявляют требования, упреки, недовольства по различному поводу (зачатие не ко времени, нужней ремонт и компьютер, возможна потеря работы, утрата прежней активности). Ими  возлагаются на детей непосильные задачи (когда родишься - папа должен бросить гулять, если рожу – получу квартиру, мужа выпустят из тюрьмы, станет уважать свекровь и т.д.). Родители бывают амбициозны (должен пойти в дедушку, стать ученым, богатым и т.д.), озабочены мнением других (вес должен быть хороший, одеяло кружевное). Так и хочется заступиться за малыша – никому он ещё ничего не должен! Иногда хотят, что бы ребенок чувствовал полную зависимость от них (это из-за  тебя я не работаю, из-за тебя потеряла фигуру, ты развиваешься благодаря моему альтруизму, ты должен будешь беспрекословно выполнять мои требования и т.д.). Всё это мешает будущим родителям услышать не только ребёнка, но и голос своей совести, своей интуиции. Такое поведение взрослых людей демонстрирует созревание фурункула внутриличностного и внутрисемейного кризиса. Женщину оправдывают возникшей гормональной бурей, а мужчину отца – патологическим гиперпереживанием назревающей ответственности. И когда этот этап завершается быстро, конструктивно и со смирением, принимаются не просто новые роли отца и матери, а формируется новое восприятие действительности, сопровождающееся личностным ростом и духовным развитием. Здесь требуется терпение обоих родителей, как к себе, к своим реакциям, так и друг к другу. Нужно стараться пробуждать тёплые эмоциональные чувства, связанные с приятными воспоминаниями супружества, своего детства, актуализируя чувство надёжности и защищённости. Усилия памяти направлять к ощущению умиротворения, светлой радости ожидания. Резко ответственностью перегружаться не полезно, чтобы не вызвать психоэмоциональный срыв или усиление психозащит, что выстроит дополнительную стену непонимания. Также желательна концентрация на спокойном и прозрачном восприятии будущего. И, конечно же, организация совместной деятельности в ожидании малыша. Не забывайте проговаривать свои новые ценности, свой более высокий личностный статус – РОДИТЕЛЯ!
        Маленькое солнышко,
       Я прижму к груди.
        Спи, моя соловушка,
       В маминой любви….        
           Ты сейчас, кровиночка,
         Сладенько усни.
            Сохрани нас, Господи,
           И за всё прости….
Вернёмся к общению с ещё неродившимся ребёнком. Благодатное, мирное родительское молчание, как невербальное сообщение, может быть также эффективно использовано, чтобы дать дитяти почувствовать, что он принят. Мама, вынашивающая ребёнка, зачастую общается с ним мысленно, развивая при этом чуткость материнской интуиции, осознанность ответственного поведения. Ее мысленная установка принятия ребенка подкрепляет нежный и эмоционально положительный отклик на состояние беременности, что в свою очередь создает предпосылки конструктивного развития диалогических детско-родительских отношений. Обращаясь мысленно к ребенку в утробе, мать чувствует его потребности. Она разделяет с ним его жизнь, отказываясь от прежних привычек или действий, не полезных или не посильных для ребенка. Доминирует стремление поступать благоразумно, прощать обиды.
Естественно, родители понимают, что в человеческом взаимодействии молчать, очень долго не стоит. В беседе становится главным не только общий смысл, но и каждое слово, его подтекст, сила звучания, интонация, эмоциональное сопровождение. Опыт показывает, что плодотворней общаются те родители, которые имеют трёх и более детей при условии отсутствия абортов. При желании, общение становится  конструктивным в любых обстоятельствах.  Например, на прогулке, мама видит неповторимость и красоту природы. Эмоции умиления ребенок может воспринять и  в утробе. Во время еды мама делится с малышом вкусом принимаемой пищи. Внешние характеристики пищи также находятся во внимании. Во время отдыха мама рассказывает о своем детстве, поет песни, читает сказки, посещает храм, питая ребёнка Святыми Дарами и т.д. В период такого общения совершенствуется воспитание и психическое развитие малыша.
Красота неописуема,
Зелень осени - в снегу.
Фонари играют бусами
В белоснежную пургу.
 И плетутся паутиною
 Лапы снежные ветвей.
  Месяц розовыми крыльями
  Вскинут в звёздную капель.
 И иду в восторге, радуясь,
 И открыться бы кому,
 Что люблю я Божий занавес:
  Вечер, снег и тишину.
Через познания и ощущения матери ребенок получает установки на происходящие события. Он естественным образом запечатлевает опыт мудрого реагирования на возникающие раздражители. Своими переживаниями мама сама погружается в детские и взрослые воспоминания, а её эмоции провоцируют выброс гормонов, попадающих к ребёнку,  так что он всегда и всё делит с мамой. Чтобы лучше проникнуться этой темой, предлагаю заглянуть на вечерние посиделки беременных женщин. Услышанный диалог передаю дословно.
"Посиделки со свечей".
«Прикасаясь к нежной тайне материнства, мы на стол поставили свечу. Нежно, обнимаясь, воск  ложился, а огонь подглядывал мечту каждой матери, которая из бездны непонятности своей зовет к любви, вслушиваясь в чьи-то откровенья, прозу жизни или чувств стихи. Это чудо и о нем – в полтона. Присоединяйтесь со свечей…
- Это было в самом раннем детстве. Кукол превращала я в детей и заботилась, не думая о средствах…
- Ну, а я  цветы из огорода, нанизав на спичку, называла дочерьми волшебными моими. Я была  им королева – мать. Мы питались солнцем и нектаром, и страна чудес была семьей. Возвращал в реальность  голос мамы, зазывающий, скорей бежать домой…
- Помню, как сопливых ребятишек я учила играм и «уму». Хоть сама была на годик старше, "мамкой" называли все меня. Это объяснялось очень просто:  тем счастливей, чем полней детей. И не признавалось командирство тех, в чьих семьях не было детишек. Детский смех, доверчивость и нежность, искренность и чувство полноты, смыслов смысл продолжиться в невинность…
- …Страшно как, прошли десятилетья… Неужели мир перевернулся? Нет же, дочка у соседки колыбельную поет игрушкам. Как же так, что я о том забыла и трусливо предала дитя? Виноватым сделала невинность: ты пришел не в ту игру, сынок; ты уйди, сейчас нужна ...жилплощадь. (Слезы эти - треском по свече, извините, полутон нарушен, и прошу прощенья у него.) Мой сынок... Жилплощадь стала лишней. Главным был лишь ты. Не бывает ценности дороже. Я сейчас готова все отдать, до последней капли этой жизни, что бы жизнь твоя  могла продлиться…
- Полно, помнишь, как играли в битву, становясь героями сражений, в жизнь, как в подвиг, разбегались смело? Видно, перепрыгнули с излишком. - Подвигом назвали то, что будто не боялись навредить здоровью, лишь бы силы тратились в работе, а не в детях. Жуткая, чудовищная ложь. Ложь – комфорт и чье-то осужденье. Ложь – все то, что увело из жизни: разрушенье, непроникновенье, недолюбливание и эгоизм...
- Как холодно. Свеча почти померкла.
- А я, послушайте, впервые стану мамой. Мой плод любви со мной, уже смеется и спит во мне, и бодрствует, брыкаясь. Мы столько с ним общаемся, что стала непонятной боль тоски. Одиночество бежит от материнства!..   
- Да, да, подружки, вы не смейтесь. И я, во сне летаю, а наяву  хожу с желанием парить. Я знаю, это крылья девочки моей. И сердце стало чувствовать сильней. Глаза, вдруг, замечают радость дня иль травушку смешную, и ребенок видит все во мне, через меня и больше. Потому и слышу его голос в сердце. Просит глянуть в лужицу и просто улыбнуться отраженью нас…
- Да, без меры, без границ любовь. Как же удивительно на свете! Счастье, приносимое  зачатьем, мудрость жизни, данная в РОЖДЕНИИ…
- Вот и огонек свечи воспрянул. Засиделись, надо б расходиться. Тень свечи, как почтовая птица несет в ответ благодаренье нам.
- Мысль о детях, всем  существом желанье их рожденья -  принятие бесценной жизни их.
- Объятье матери и поцелуй ребенка – ни чем не превышаемое счастье!!!»….
После нашего маленького экскурса вернёмся к тому, что поможет нам избежать ошибок воспитания от зачатия. Задумаемся о том, что вербальное сообщение родителя может содержать больше, чем одно значение в том случае, если его основа не конструктивна. Например, мать чувствует боли в пояснице, внизу живота, чувствует стесненность ребенка, влияние патологических факторов, в связи, с чем, может директивно сказать: ты должен быть более выносливым, мне каждый день приходится преодолевать трудности. В результате такого высказывания ребенок может впитать не столько подбадривающее сочувствие, сколько скрытое сообщение:
·       «Сложно в этом мире трудностей».
·       «От меня требуют того,  в чем я сам нуждаюсь».т.д.
Когда родители говорят что-то ребенку, они часто между строк говорят  о себе. Вот почему внимательная коммуникация с ребенком, как в утробе, так и после родов, необходима для развития его личности, выравнивания наследственных факторов, что, в конце концов, способно предотвратить образование комплексов. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы воспринимаете его, как личность. Аванс доверия личности своего ребёнка – это проявление  доверия к себе и веры  в Промысел Божий, потому, родители,  чувствующие свою несостоятельность, а тем более, отвергающие помощь свыше, контролируют своих детей, лишая их творческой свободы самореализации, либо терзая беспрекословным послушанием даже в мелочах, не только до замужества или женитьбы, но и в течении всей жизни.
Чтобы понять деструкцию в общении, поставьте себя на место ребенка и попробуйте испытать на себе результаты своих чувств, слов, вспомнить собственные реакции в подобных ситуациях с друзьями, сотрудниками. Многие, очень многие люди не задумываются о словах, произнесённых в гневе, о проклятиях! Встречаются родители, не замечающие своих косвенных проклятий, когда ребёнок слышит слова, полные ненависти или злобы, что близко к запрету на жизнь, это и жалобы на трудности из-за ребёнка, и «лучше бы я тебя не рожала», и «без меня пропадёшь» и много подобного традиционного родительского «фольклора», подкашивающего жизненные силы ребёнка.  «Не желай другому того, чего не желаешь себе», и если ждёшь добра для себя, тем более окружи добротой детей, семью, род. И, конечно же, постарайся поддерживать уважительные, заботливые, внимательно-предупредительные взаимоотношения между членами семьи, между родственниками и, что очень важно – со своими родителями. Ваша доброта и великодушие вернутся к вам через ваших детей, воспитанных в духе сорадования и сострадания, любви и взаимопомощи. Здесь важно помочь себе в услышании голоса совести, внутреннего диалога с внутренним судьёй, приучить себя к осмыслению поступков и своевременному покаянию, чтобы душа вашей семьи оберегала всю семью и радость Встречи за семейным столом окрыляла всех чувством единения и принадлежности к роду Божьему. Мы же понимаем, что смысл всей жизни – «Стяжание Духа Святого», то есть, напитание своей души Святыми Дарами, спасение в вечности. И если мы это действительно понимаем, а не только рассуждаем по данному поводу, то многие вопросы разрешаются сами собой. Например, дети-индиго, или, так ли необходимо положить все силы для проявления сверх способностей маленького вундеркинда. Всё очень просто, развивайте всеми силами то, что послужит спасению его души, о чём и дадите ответ на высшем суде. Если же увлечение науками только дополняет полноту жизни детской души, и что очень важно, не страдает  духовно-нравственное развитие, в полной мере проявляются чувства сопричастности к людям, сорадования и сострадания, тогда не бойтесь способствовать интеллектуальному развитию и поощрять яркое проявление индивидуальности.
Место для изображения  1. 
                                   
Вернёмся к азам гармоничного взаимодействия в истоках развития личности. Один из эффективных способов развития диалога с ребенком в утробе и после рождения – это развитие собственной диалогичности, умения понимать себя и других, мотивы своего внутреннего слова. Тогда, естественно появится способность родителей услышать своего ребёнка, его чувства, желания. Например, мама или папа с нежностью настраивается на мысль о ребенке, и  вслух иной раз может сказать: «мне интересна твоя точка зрения», «я чувствую, что для тебя это важно», « я уже скучаю по твоей улыбке», «я хочу почувствовать, чтобы тебе хотелось…» и т.д. Эти сообщения побуждают родителя услышать интуитивно ответ ребенка (при отсутствии невротической мечтательности и больного воображения). Происходит развитие  интуиции и чуткости, глубинной связи духовно-душевных сил матери, отца и ребенка, что  активизирует их творческий, ресурсный потенциал.
Предлагаю подумать, что происходит, когда беременная женщина поступает необдуманно, неосмотрительно. Например, желает выпить спиртного или покурить, отведать запретного, даже по неведению, разделяя дозу этого с ребенком? Если мать так поступит сознательно, то постарается не думать, что тем же пичкает неокрепшее дитя. Активизируется психозащита – вытеснение совести (отказ от согласия со своим духовным «Я») и согласие со своим мнением и желанием самоудовлетворения, ни смотря на прямое нанесение вреда ребенку, да и в принципе своё саморазрушение. В обоих случаях -  неразвитость принятия ребенка, конструктивного контакта. Безответственное поведение, ради моментального удовольствия. Удовлетворение вредных желаний, вместо их обуздания. Но, потерять можно то, что имеешь, то есть, если нет навыка жизни по совести, то вытеснение её голоса – привычная реальность. Необходимо также помнить, что в будущем, никакое морализаторство не принесёт плоды воспитания, если не  подкрепляется собственным примером потому, что ребенку легче впитать в себя сам стереотип действия матери, ее поступки, принцип действия, эмоциональное состояние, чем делать выводы и отслеживать последствия своего поведения.
Во избежание данных проблем необходимо воспитывать в первую очередь – себя. И, в себе, принятие ребенка, как личности, растущей от зачатия и развивать направленное родительское внимание в ситуативной чуткости. Мы четко прослеживаем картину того, что во время беременности  женщина научается деятельной жертвенной любви, то есть совершенствуется ее духовно-душевный потенциал, способность конструктивного общения. Это происходит при удовлетворении нужд ребенка, в ущерб своим прихотям. Отказ от просмотра любимой передачи по причине присутствия в ней агрессии, вредной ребенку – пример обуздания собственного желания. Вместо неполезного для ребенка сидения у компьютерной игры – прогулка по свежему воздуху. Прослушивание классической музыки, вместо шумной дискотеки или дымного бара с рок концертами – пример конструктивного поведения родителя. Когда родитель способен сказать - «нельзя!», себе самому, несмотря на своё «хочу», тогда он сможет правильно воспитывать и своего ребёнка, его эмоции, поведение, до того возраста, когда, в основном, дети от семи лет, начинают осознавать логику и причину запретов.
С точки зрения Т.А. Флоренской, материнство – духовное предназначение женщины, и поэтому нужно говорить о существовании духовной потребности женщины стать матерью. То же самое относится и к отцовству и родительству – в норме. Поступая по любви к ребенку, руководствуясь полезностью для него, мама и папа совершенствуют вербальный и невербальный диалог с личностью нерожденного ребенка. Часто мы слышим такие отклики: «это общение неестественно», «люди так не могут общаться долго», «это может привести к лживости и фантазерству». Все эти реакции вполне объяснимы, потому, что мы  привыкли к малоэффективному не диалогичному общению. Иногда, мы думаем, что можно избавиться от своих проблем, не акцентируясь на них, забывая о них, либо уходя в привычное состояние многозаботливости, либо в виртуальную реальность. В действительности, легче понять проблему, увидев её со стороны. Такого рода катарсису благоприятствует  духовный диалог, который всегда субъект - субъектен, даже если это диалог одного человека со своей совестью. Только в духовном диалоге, имеется возможность наиболее объективно обнаружить суть, выразить не всегда осознаваемое, глубинное понимание. Важно помнить, что духовность в детско-родительском диалоге определяется уровнем развития родителя, присутствием духа любви и добра в его образе жизни, образе мышления. Духовный диалог помогает не бояться негативных чувств, а главное переосмысливать ранее отвергаемое, оценить проблему, учитывая духовное «Я».
Когда собеседник понимает твое наличное состояние, тогда тебе легче быть собой, когда люди «выговариваются» о проблеме, они часто сами находят лучший выход из нее. Поэтому, самопознание в диалоге – эффективный путь воспитания своего «Я» и «Я» - ребенка. Развитие диалогического выслушивания, это развитие ответственности, принятия другого в себе, выход за пределы «эго», раскрытие нравственной интуиции, возможность услышания голоса совести. Именно следование нравственной родительской интуиции является мощной морально-нравственной поддержкой ребёнка в сложных жизненных ситуациях. А величие духовных сил наших наследников зависит от того, что лежит в основе наших поступков. Чем руководствуемся мы в своём поведении, как преодолеваем трудности и поражения – отчаиваемся, вплоть до соматических осложнений?  Или находим в себе силы для второго дыхания, подтверждая на деле, что проигрывать можно с достоинством победителя, делая выводы и приобретая жизненный опыт. В практике арттерапии для детей, есть такое упражнение: рисуем свои страхи, проблемы,  патосимптомы, от которых хотим избавиться, сжигаем, пепел смешиваем с «мёртвой водой из сказки», получая «массу жизненного опыта». Этим жизненным опытом удобряем почву, в которую сажаем семена будущего урожая новой жизни и поливаем живой сказочной водой. Дети учатся делать выводы, оценивать поступки, и без отчаяния, исправляться, помня свой жизненный опыт, своё первое покаяние, то есть, исправление жизни. Ребёнок в родной семье получает иммунитет к горьким страданиям и скорбным разочарованиям, к непреодолимой боли и неисцелимой болезни. И тогда, обнаружится для многих непонятное явление: ущербные – радуются жизни, нищие  достигают духовных высот и понимания счастья. Откуда такая сила, спросите вы? Всё просто -  мудрые родители делают акценты на духовные ценности, не  поощряя ложь гедонизма, и сомнительных удовольствий. Так что, к месту будет вспомнить народное изречение: «Смеётся тот, кто смеётся последний», и бессмертный призыв доктора Гааза: «Спешите делать добро!», - оно вернётся сторицей!
Если же, воспитательный процесс вызывает затруднения, возможно, следует подумать о привлечении детей к совместной деятельности. Но это не должно ограничиваться помощью по дому и приучению к домашнему хозяйству. Для ребёнка важно соучастие в его игровой активности, в которой наиболее экологично прививаются все необходимые нормы и ценности. В игре, как особой жизненной активности ребёнка, родитель получает право на познание и прочувствование детского внутреннего мира с его потребностями и своеобразием. Ведь, и в игре, можно научить всему такому, что, просто так, и «ремнём не вобьёшь». И если Вы уже осознаёте необходимость коррекции детских особенностей поведения, придумайте какое-нибудь творческое занятие, в котором Вы сами, с удовольствием, разделите с ребёнком радость творчества. Будь-то лепка из пластилина или солёного теста, рисование пальчиками или мелками для бумаги, а может составление узора из лоскутков ткани или разведение цветов, ухаживание за садом. Особо советую совместную сказкотерапию в её различных вариантах: кукольный спектакль, проигрывание сказок с сюжетом, вмещающим решение назревшего в вашей семье вопроса, элементарные ролевые игры. Изготовление кукол-мотанок, ярких игровых коллажей, сочинение своих волшебных сказок, с участием вашего ребёнка в главной роли и т. д. но, лейтмотивом ваших взаимодействий остаются – традиционные рамки, за которые заходить нельзя, например, наглая дерзость ребёнка должна пресекаться наказанием, причём строгим. Если ваше дитя не чувствует рамок дозволенного, это невротизирует сильнее, чем само вкушение запретного плода. Потому, – адекватный родитель не бросит ребёнка в омут вседозволенности, экспериментируя над некрепкой детской психикой, а поможет приобрести и закрепить  навыки нравственно-допустимого поведения в надёжных рамках родительского дома. Согласитесь, - лучше быть вовремя отшлёпанным родителями, чем всю жизнь оказываться избитым, попадая в «привычные» ситуации.  Запомните, настоящая коррекция возможна только в любви, основанной на желании – не навредить,  и внимании к нуждам ребёнка. Учитывайте скорость его реакции, темперамент, состояние самочувствия. Спокойно, детально проясняйте малышу Ваши замечания, выражая заинтересованность в его действиях…. Любите своих детей, делом, словом, помыслом, чувством, сердцем и всем своим существом! Проявляйте положительные эмоции и просто прижимайте детей к надёжной родительской груди, укрепляя их в чувстве защищённости, нужности, значимости. Научите ребёнка пользоваться внутренними ресурсами саморегуляции в принятии всей полноты жизни и самой жизни в себе.
                             Место для изображения  2

Мы незаметно подошли к идеологической основе воспитательного процесса, обозначив его фундамент. И всё же, дорогой родитель, говоря словами великого А.Сент–Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Так что, людям, сотворённым по Образу Божьему, остаётся «великое в малом», не забывать – каждое  человеческое сердце нуждается в любви. Сердце - способное  вмещать в себя огромный мир под названием жизнь, и понимать её быстротечность здесь и  вечность, там, где господствует любовь. Сердце, содрогающееся от одной мысли и покоряющее времена и судьбы. Сердце, раскрывающее образ Божий. И пусть наше сердце  остаётся верным маяком в бурном житейском плавании наших детей, вбирая в себя силу поколений, чтобы,  приумножая, переплавляя в чистоте и целомудрии своего преображения, передать этот дар будущему.


Комментариев нет:

Отправить комментарий